Рекомендации Сената

РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам встречи с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» на тему: «Верховенство закона как основа улучшения инвестиционного климата и защиты прав инвесторов и предпринимателей»

Сенат Парламента
Республики Казахстан
09 декабря 2025 года 

В целях дальнейшего улучшения условий для предпринимательской деятельности, обеспечения стабильного экономического роста и снижения административного давления на субъекты частного предпринимательства, участники встречи РЕКОМЕНДУЮТ: 

  1. Генеральной прокуратуре Республики Казахстан:

    1.1. Продолжить расширение и институциональное укрепление механизма «Прокурорского фильтра» как ключевого инструмента предотвращения необоснованного давления на бизнес;

В целях укрепления инвестиционной привлекательности страны, предлагается рассмотреть следующие меры по дальнейшему совершенствованию механизма «Прокурорского фильтра»:

- изучение вопроса обеспечения полной автоматизации и цифровизации процесса согласования в информационных системах прокуратуры, максимально исключив человеческий фактор;

- разработать и ввести единый чек-лист (критерии) оценки инвестиционного проекта, которыми будет руководствоваться прокурор при анализе обоснованности инициируемых государственным органом проверок.

   1.2. Рассмотреть вопрос обеспечения единообразной практики согласования проверок, административных и иных ограничительных мер в отношении субъектов предпринимательства и инвесторов;

   1.3. Принять меры по надзору за недопущением перевода гражданско-правовых и хозяйственных споров в уголовно-правовую плоскость при отсутствии доказанного умысла и реального ущерба;

1.4. Рассмотреть возможность законодательного установления пресекательных сроков для отмены прокурором постановлений о прекращении досудебного расследования, исключающих многократное и необоснованное возобновление уголовного преследования по одним и тем же основаниям;

1.5. Рассмотреть введение законодательного ограничения на продление сроков досудебного расследования в отношении субъектов предпринимательства свыше шести месяцев, допуская такое продление исключительно в случаях особой сложности дела при наличии мотивированного и документально подтвержденного обоснования;

1.6. Рассмотреть внедрение двухстадийной модели досудебного расследования по экономическим правонарушениям, предусматривающей проведение предварительной процессуальной проверки до начала полноценного расследования;

1.7. Рассмотреть вопрос о внедрении эффективного процессуального механизма оперативной отмены необоснованной регистрации сведений в ЕРДР, а также пересмотра необоснованных процессуальных решений о привлечении предпринимателей к уголовной ответственности в целях восстановления нарушенных прав и предотвращения незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

1.8. Рассмотреть возможность наделения Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана правом доступа к материалам досудебного расследования по обращениям предпринимателей на любой стадии уголовного процесса, в том числе в статусе защитника в порядке статьи 66 УПК РК. 

  1. Министерству финансов Республики Казахстан:

    2.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению практической реализации сервисной модели налогового администрирования, ориентированной на поддержку добросовестных налогоплательщиков и снижение административных издержек бизнеса;

    2.2. Продолжить развитие налоговых цифровых сервисов, включая предзаполнение и автоматизацию налоговой отчетности, а также расширение информирования налогоплательщиков;

    2.3. Ообеспечить недопущения расширительного толкования норм налогового законодательства в правоприменительной практике;

    2.4. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Уполномоченным по защите прав предпринимателей проводить регулярный мониторинг влияния налоговых реформ на деловой климат. 

  1. Министерству национальной экономики Республики Казахстан:

    3.1. Рассмотреть вопрос по применению анализа регуляторного воздействия (АРВ) ко всем проектам нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;

    3.2. Рассмотреть вопрос по исключению необоснованного выведения отдельных сфер регулирования из-под действия АРВ и административной юстиции;

    3.3. Рассмотреть вопрос по усилению роли АРВ как реального инструмента предупреждения избыточного и несоразмерного государственного регулирования;

    3.4. Рассмотреть вопрос по обеспечению прогнозируемости и стабильности условий ведения бизнеса при разработке и актуализации Концепции инвестиционной политики до 2030 года;

3.5. Рассмотреть вопрос совершенствования системы оценки деятельности уполномоченных государственных органов путем включения в ключевые показатели эффективности критериев соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательства;

3.6. Рассмотреть возможность обеспечения регулярного мониторинга и анализа количества административных актов государственных органов, отменённых судами в пользу субъектов предпринимательства, в целях оценки законности и обоснованности принимаемых решений. 

  1. Судебной администрации Республики Казахстан:

    4.1.  Рассмотреть вопрос по обеспечению единообразия судебной практики по делам, связанным с предпринимательской и инвестиционной деятельностью;

    4.2. Рассмотреть возможность формирования и опубликования разъяснений по наиболее чувствительным для бизнеса категориям дел. 

  1. Министерству иностранных дел Республики Казахстан:

    5.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению дальнейшего развития и функционального наполнения Национальной цифровой инвестиционной платформы;

    5.2. Рассмотреть вопрос по усилению использования механизмов «зеленого коридора» и сопровождения инвесторов по принципу «одного окна»;

    5.3. Продолжить работу по заключению двусторонних соглашений о защите и поощрении инвестиций. 

  1. Уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана и Национальной палате предпринимателей «Атамекен»:

    6.1. Рассмотреть вопрос по усилению аналитической и правозащитной работы по выявлению системных проблем правоприменения;

    6.2. Рассмотреть вопрос по обеспечению регулярного информирования государственных органов о наиболее острых рисках для бизнеса и инвесторов. 

Информацию об исполнении предоставить до июня 2026 года.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан