Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам встречи с Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана в рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстан в эпоху искусственного интеллекта: актуальные задачи и их решения через цифровую трансформацию» на тему: «Верховенство закона как основа улучшения инвестиционного климата и защиты прав инвесторов и предпринимателей»
Сенат Парламента
Республики Казахстан
09 декабря 2025 года
В целях дальнейшего улучшения условий для предпринимательской деятельности, обеспечения стабильного экономического роста и снижения административного давления на субъекты частного предпринимательства, участники встречи РЕКОМЕНДУЮТ:
- Генеральной прокуратуре Республики Казахстан:
1.1. Продолжить расширение и институциональное укрепление механизма «Прокурорского фильтра» как ключевого инструмента предотвращения необоснованного давления на бизнес;
В целях укрепления инвестиционной привлекательности страны, предлагается рассмотреть следующие меры по дальнейшему совершенствованию механизма «Прокурорского фильтра»:
- изучение вопроса обеспечения полной автоматизации и цифровизации процесса согласования в информационных системах прокуратуры, максимально исключив человеческий фактор;
- разработать и ввести единый чек-лист (критерии) оценки инвестиционного проекта, которыми будет руководствоваться прокурор при анализе обоснованности инициируемых государственным органом проверок.
1.2. Рассмотреть вопрос обеспечения единообразной практики согласования проверок, административных и иных ограничительных мер в отношении субъектов предпринимательства и инвесторов;
1.3. Принять меры по надзору за недопущением перевода гражданско-правовых и хозяйственных споров в уголовно-правовую плоскость при отсутствии доказанного умысла и реального ущерба;
1.4. Рассмотреть возможность законодательного установления пресекательных сроков для отмены прокурором постановлений о прекращении досудебного расследования, исключающих многократное и необоснованное возобновление уголовного преследования по одним и тем же основаниям;
1.5. Рассмотреть введение законодательного ограничения на продление сроков досудебного расследования в отношении субъектов предпринимательства свыше шести месяцев, допуская такое продление исключительно в случаях особой сложности дела при наличии мотивированного и документально подтвержденного обоснования;
1.6. Рассмотреть внедрение двухстадийной модели досудебного расследования по экономическим правонарушениям, предусматривающей проведение предварительной процессуальной проверки до начала полноценного расследования;
1.7. Рассмотреть вопрос о внедрении эффективного процессуального механизма оперативной отмены необоснованной регистрации сведений в ЕРДР, а также пересмотра необоснованных процессуальных решений о привлечении предпринимателей к уголовной ответственности в целях восстановления нарушенных прав и предотвращения незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
1.8. Рассмотреть возможность наделения Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана правом доступа к материалам досудебного расследования по обращениям предпринимателей на любой стадии уголовного процесса, в том числе в статусе защитника в порядке статьи 66 УПК РК.
- Министерству финансов Республики Казахстан:
2.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению практической реализации сервисной модели налогового администрирования, ориентированной на поддержку добросовестных налогоплательщиков и снижение административных издержек бизнеса;
2.2. Продолжить развитие налоговых цифровых сервисов, включая предзаполнение и автоматизацию налоговой отчетности, а также расширение информирования налогоплательщиков;
2.3. Ообеспечить недопущения расширительного толкования норм налогового законодательства в правоприменительной практике;
2.4. Совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Уполномоченным по защите прав предпринимателей проводить регулярный мониторинг влияния налоговых реформ на деловой климат.
- Министерству национальной экономики Республики Казахстан:
3.1. Рассмотреть вопрос по применению анализа регуляторного воздействия (АРВ) ко всем проектам нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
3.2. Рассмотреть вопрос по исключению необоснованного выведения отдельных сфер регулирования из-под действия АРВ и административной юстиции;
3.3. Рассмотреть вопрос по усилению роли АРВ как реального инструмента предупреждения избыточного и несоразмерного государственного регулирования;
3.4. Рассмотреть вопрос по обеспечению прогнозируемости и стабильности условий ведения бизнеса при разработке и актуализации Концепции инвестиционной политики до 2030 года;
3.5. Рассмотреть вопрос совершенствования системы оценки деятельности уполномоченных государственных органов путем включения в ключевые показатели эффективности критериев соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательства;
3.6. Рассмотреть возможность обеспечения регулярного мониторинга и анализа количества административных актов государственных органов, отменённых судами в пользу субъектов предпринимательства, в целях оценки законности и обоснованности принимаемых решений.
- Судебной администрации Республики Казахстан:
4.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению единообразия судебной практики по делам, связанным с предпринимательской и инвестиционной деятельностью;
4.2. Рассмотреть возможность формирования и опубликования разъяснений по наиболее чувствительным для бизнеса категориям дел.
- Министерству иностранных дел Республики Казахстан:
5.1. Рассмотреть вопрос по обеспечению дальнейшего развития и функционального наполнения Национальной цифровой инвестиционной платформы;
5.2. Рассмотреть вопрос по усилению использования механизмов «зеленого коридора» и сопровождения инвесторов по принципу «одного окна»;
5.3. Продолжить работу по заключению двусторонних соглашений о защите и поощрении инвестиций.
- Уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана и Национальной палате предпринимателей «Атамекен»:
6.1. Рассмотреть вопрос по усилению аналитической и правозащитной работы по выявлению системных проблем правоприменения;
6.2. Рассмотреть вопрос по обеспечению регулярного информирования государственных органов о наиболее острых рисках для бизнеса и инвесторов.
Информацию об исполнении предоставить до июня 2026 года.





