Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
В сентябре 2020 года в Послании народу Казахстана Глава государства поручил внедрить регулирование «с чистого листа».
Ключевые задачи по проведению реформы отражены в Указе Главы государства о мерах по внедрению новой регуляторной политики, который был подписан 31 декабря 2020 года.
Во исполнение данного поручения нами совместно с миннацэкономики и привлеченными отечественными и зарубежными экспертами выработаны базовые подходы, подготовлен соответствующий законопроект.
30 декабря 2021 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Закон).
Ключевым посылом закона является то, что госрегулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности.
Наряду с этим, будут введены и другие, апробированные за рубежом инструменты обеспечения качества регулирования.
Закон направлен на то, что любые требования к бизнесу должны быть с понятными мотивами госрегулирования, практически исполнимыми, изложенными в доступной форме без двоякого толкования, удобными и необременительными. Уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска.
Базовые условия
В этой связи, в Законе четко определены 7 базовых условий к формированию регуляторных требований включают:
1) обоснованность (регуляторные инструменты и\или требования вводятся исключительно в целях устранения имеющегося риска причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среды, обороне и безопасности государства);
2) равенство субъектов предпринимательства (недопущение установления различных правовых режимов и требований для отдельных субъектов рынка, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора);
3) открытость (понятность мотивов введения регуляторного инструмента и предоставление субъектам предпринимательства достаточного времени для приведения своей деятельности в соответствие с регуляторными инструментами);
4) исполнимость (практическая возможность исполнения субъектами предпринимательства вводимого регуляторного инструмента или требования);
5) определенность (изложение норм, регламентирующих регуляторные инструменты, в понятной, доступной форме, не допускающей двоякого толкования или неопределенности);
6) соразмерность и рациональность (соответствие уровня жесткости уровню риска наступления неблагоприятных событий);
7) последовательность (соответствие новых и (или) изменяемых регуляторных инструментов и(или) требований документам системы государственного планирования).
Реестр обязательных требований
Основной новеллой нового подхода к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение Реестра обязательных требований.
Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она также позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса.
В Реестре будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.
С 2024 года если требование не включено в Реестр, то по нему госорган не сможет проверять и наказывать.
Если в Реестре нет требования – то нет и наказания.
Формирование и ведение Реестра будет осуществляться МНЭ на базе системы «Әділет».
Пересмотр требований к бизнесу
На проведение пересмотра всего массива регулирования отведено 3 года.
Пересмотр требований начали с 5 отраслей, где работает наибольшее число предпринимателей, более 60% от общего числа (торговля, сельское хозяйство, общепит/проживание, транспорт).
Нормативно-технические документы
В периметр работы по пересмотру (ревизии) требований включены не только законы и подзаконные акты, но также и нормативные технические документы, в случае прямого указания на них в законах.
Реформа АРВ
Основным инструментом оценки соответствия требований к бизнесу новой регуляторной политики выступает анализ регуляторного воздействия (АРВ).
В целях обеспечения проведения АРВ на практике Законом предусмотрено:
1) распространение АРВ (экономическое обоснование последствий) не только на общие требования, но и на новые инициативы, касающиеся юридической ответственности бизнеса;
2) предполагается наделение Бизнес-омбудсмена правом вносить в МНЭ предложения по отмене или пересмотру действующих регуляторных инструментов по жалобе предпринимателей.
Модернизация механизмов проведения госконтроля и надзора
Одним из больших блоков изменений является совершенствование системы госконтроля и надзора.
- Вводится новая форма контроля как расследование. Это необходимо для установления истинных причин нарушения и принятия в отношении них соответствующих мер.
- Проверки будут проводиться только на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям. К примеру, сейчас проверки проводятся на предмет соответствия деятельности бизнеса требованиям, установленным законодательством.
- В рамках профилактического контроля будет возможно проведение контрольного закупа. Контрольный закуп будет проводиться для выявления факта реализации продукции, не соответствующей требованиям в НПА или технических документах.
- Новшеством также является градация деятельности субъектов по 3-м степеням риска (высокая, средняя и низкая). Ранее было 2 степени – высокая, невысокая. Введение 3 степеней позволит лучше настраивать систему проверок.
Справочно: в РФ 6 степеней риска. В странах ОЭСР – 3 степени.
- Предусматривается «гибкая» система управления рисками, которая предусматривает использование информационных систем. Данная система будет делить предпринимателей по конкретным степеням риска и формировать списки проверяемых субъектов.
При отсутствии такой информационной системы, госорган вправе осуществлять проверки и профконтроль с посещением в отношении не более пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля и надзора в определенной сфере.
Данные нормы заставят госорганы автоматизировать систему оценки рисков и управлениями рисками.
Новые подходы к отчетности бизнеса
Законом предусмотрено закрепление требования о предоставлении бизнесом отчетности только в случаях, прямо предусмотренных в законах.
При введении новой отчетности вносится дополнение в Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства.
Усовершенствование института саморегулирования
Саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится только при условии функционирования в данной сфере:
- саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии);
- и (или) иных некоммерческих организаций с обязательным членством субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, кроме НПП.
СРО основанные на добровольном членстве (участии) будут иметь право согласовывать с регулирующим госорганом разрабатываемые правила и стандарты.
В целях эффективного использования времени и ресурсов решением Заместителем Премьер-Министра-Министра торговли и интеграции Республики Казахстан Б.Т. Султанова от 5 марта т.г. утвержден План-график по организации и проведению работы по внедрению регулирования «с чистого листа» на 2022-2023 гг., в котором предусмотрены все организационные меры, сроки и этапы исполнения, с закреплением ответственных государственных органов.
Основные подходы РЧЛ
Указ
Закон
План-график пересмотра
График обучения ГО