Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Ответ
По мнению Международной ассоциации юристов, институт омбудсмена – это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга. Такое лицо ответственно перед Главой государства, получает жалобы от предпринимателей на неправомерные действия государственных органов, служащих, и действует в целях представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а равно в защиту интересов предпринимательского сообщества.
Одним из ключевых событий в системе государственной поддержки бизнеса можно смело назвать появление должности уполномоченного по защите прав предпринимателей как новой составляющей президентской вертикали. Данный метод государственного управления уже зарекомендовал себя с положительной стороны во многих зарубежных странах как эффективный инструмент решения бюрократических проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе осуществления хозяйственной деятельности
В настоящее время институт омбудсмена существует в более чем 50 странах с различным формами правления: президентских республиках (Финляндия, Франция, США), парламентских республиках (Швейцария, Австрия, ФРГ), конституционных монархиях (Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Австралия, Нидерланды, Великобритания, Канада).
В соответствии с Указом Президента РК «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» от 27 февраля 2014 года, Правительству РК было поручено разработать проект закона, предусматривающего усиление роли НПП РК, в том числе путем введения института Бизнес-омбудсмена.
29 декабря 2014 года Закон РК «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» дополнен нормами о правовом статусе, функциях, порядке назначения и обязанностях Бизнес-омбудсмена, а также об организации его деятельности.
1 января 2016 года введен в действие Предпринимательский кодекс РК (далее – ПК РК), глава 28 которого подробно раскрывает правовой статус Бизнес-омбудсмена.
В Казахстане впервые появился институт бизнес-омбудсмена. Новая структура наделена широкими полномочиями по проверке работы органов власти в сфере взаимодействия их с бизнесом.
Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана распоряжением Главы государства 19 февраля 2016 года был назначен Палымбетов Болат Абылкасымович.
Ответ
На сегодняшний день назрела необходимость укрепления института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей, это было озвучено Главой государства в Плане действий «100 конкретных шагов». И в этом направлении немало уже сделано.
Рассуждая о важности института уполномоченного по защите прав предпринимателей, Нурсултан Назарбаев отметил: «Это реальная помощь каждому казахстанцу, который ведет бизнес. Забота о постоянном улучшении условий работы предпринимателей всегда будет в центре внимания государства. Это ещё один важный шаг на пути к вхождению Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Уверен, что данная мера и выделение государственных средств на развитие предпринимательства придадут импульс для роста нашей экономики, увеличения числа рабочих мест и повышения благосостояния всех казахстанцев».
Таким образом, успешное функционирование института бизнес-омбудсмена в стране позволит создать благоприятные условия для успешного развития отечественного предпринимательства.
Ответ
Бизнес-омбудсмен возглавит выстроенную систему НПП РК «Атамекен», то есть его деятельность обеспечивается Национальной палатой предпринимателей, так как именно здесь аккумулирована вся статистика по вопросам и проблемам предпринимательства, выстроена система защиты казахстанского бизнеса.
Одна из главных функций бизнес-омбудсмена, помимо представления, обеспечения, защиты прав и законных интересов предпринимателей, рассмотрение их обращений.
Омбудсмен наделен беспрецедентными полномочиями: направлять в государственные органы, действиями (бездействием) которых нарушены права предпринимателей, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, а также рекомендации по приостановлению подзаконных нормативных правовых актов. В случае несогласия с мнением госорганов он может направлять ходатайства в органы прокуратуры в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей.
Также имеет право обращаться в суд с заявлением в целях восстановления законных интересов предпринимателей. Если нарушения прав предпринимателей носят системный характер и проблемы нельзя решить на уровне госорганов, Уполномоченный по правам предпринимателей вправе вносить обращения на рассмотрение Президенту Республики Казахстан.
Ответ
Согласно Предпринимательскому кодексу РК, деятельность Уполномоченного по правам предпринимателей будет обеспечиваться Национальной палатой, так как именно здесь аккумулирована вся статистика по вопросам и проблемам предпринимательства, выстроена система защиты казахстанского бизнеса.
Таким образом, деятельность Бизнес-омбудсмена будет основываться на имеющемся опыте НПП РК «Атамекен» в деле защиты прав предпринимателей.
Ответ
Основными вопросами бизнес-омбудсмена являются:
- внесение в государственные органы, действиями (бездействием) которых нарушены права предпринимателей, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, а также рекомендаций по приостановлению подзаконных нормативных правовых актов;
- направление ходатайств в органы прокуратуры в случае несогласия с мнением государственных органов в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей;
- внесение на рассмотрение Президенту РК обращений в случае возникновения фактов системного нарушения прав предпринимателей и невозможности их разрешения на уровне государственных органов.
Ответ
Для всех правила едины. Местные предприниматели также могут написать письмо с обращением на имя бизнес-омбудсмена, могут обратиться через сайт НПП РК или через сайт бизес омбудсмена, могут написать на блог бизнес-омбудсмена.
Обращения, поступившие в адрес Национальной палаты и подлежащие рассмотрению Бизнес-омбудсменом, передаются службой канцелярии Национальной палаты в Аппарат в порядке, установленном внутренними документами Национальной палаты.
При необходимости срок рассмотрения обращений, поступивших в адрес Бизнес-омбудсмена, продлевается с обязательным информированием заявителя о проводимой работе.
Ответ
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана в целях представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов интересов предпринимательского сообщества:
1) представляет, обеспечивает, защищает права и законные интересы субъектов предпринимательства в государственных органах и иных организациях Республики Казахстан, а также международных организациях и иностранных государствах;
2) рассматривает обращения субъектов предпринимательства;
3) вносит в государственные органы предложения по защите прав субъектов предпринимательства, а также рекомендации по приостановлению подзаконных нормативных правовых актов;
4) направляет в государственные органы (должностным лицам), действиями (бездействием) которых нарушены права и законные интересы субъектов предпринимательства, рекомендации относительно мер для восстановления нарушенных прав, в том числе привлечения лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательства, к ответственности;
5) направляет ходатайства в органы прокуратуры в случае несогласия с мнением государственных органов в целях дальнейшего восстановления нарушенных прав предпринимателей;
6) вносит на рассмотрение Президенту Республики Казахстан обращения в случае возникновения фактов системного нарушения прав предпринимателей и невозможности их разрешения на уровне государственных органов;
7) запрашивает у государственных органов (должностных лиц) информацию, документы и материалы, затрагивающие права и обязанности субъектов предпринимательства, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
8) обращается в суд с иском (заявлением) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
9) принимает иные законные меры, направленные на восстановление нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Ответ
Поступившее обращение (кроме тех, которые предварительно не были рассмотрены государственными органами в пределах своих компетенций) в первую очередь обрабатывется. Если носит региональный характер, отправляется в региональный сектор с прямым поручением. Если носит республиканский характер рассматривается Аппаратом бизнес-омбудсмена.
Делаются запросы по поступившей информации, запрашиваются дополнительные материалы. Дальше вырабатываются пути их решения в рамках правого поля.
После того как диалог с государственными органами составлен, вопрос переоценивается и ситуация проясняется, то есть результат обращения. После диалога представляется ответ по существу и консультация. Бывает и так, что правым оказываются государственные органы.
После того как диалог с государственными органами составлен, вопрос переоценивается и ситуация проясняется. Бывают случаи когда факты нарушений не подтверждаются и государственные органы оказываются правы, но бывает и обратная ситуация, когда права предпринимателей нарушены, государственные органы злоупотребили своими полномоями, тогда подключается инструментарий реагирования Бизнес-омбусмена, определенный Предпринимательским кодексом.
Обращения заявителей, поступившие в адрес бизнес-омбудсмена, рассматриваются в течение тридцати календарных дней.
В случае продления срока рассмотрения обращений, порядок продления сроков рассмотрения обращений, направления в уполномоченные государственные органы и организации, информирования заявителей о ходе рассмотрения обращений устанавливается бизнес-омбудсменом.
Бизнес-омбудсмен не вмешивается по фактам нарушения прав заявителя другими субъектами частного предпринимательства.