СМИ об омбудсмене

18.06.2024

Когда бизнес в надежных руках

1671

«Казахстанская правда», №116 (30243)

фото из архива «КП»

Государство улучшает бизнес-климат и напрямую стимулирует предпринимательский сектор

В течение последних пяти лет, согласно данным официальной статистики, наб­людается устойчивый рост доли малого и среднего бизнеса в ВВП. Участие казахстанского предпринимательства в экономике увеличилось с 28,4% в 2018 году до 36,5% в 2023 году. В структуре экономики МСП значительно превышает размер нефтяного сектора (11–12%).

Количество занятых в МСП выросло на 30,3% и достигло 4,3 млн человек (на 1 октября 2023 года).

Как сообщало ранее Миннац­экономики, по состоянию на 1 октября прошлого года в стране было зарегистрировано 2,2 млн субъектов МСБ, из которых 99,9% являются субъектами малого, а остальные – среднего предпринимательства.

Перемены внушают надежду

Касым-Жомарт Токаев в Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года важное внимание уделил необходимос­ти соз­дания бизнес-климата в стране. Он, по словам Главы государства, нуждается в реформах.

«Базовые принципы регуляторной политики должны быть изменены. Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии.

Законодательно и на практике следует зафиксировать преобладание сущности над формой: здравый смысл и содержание могут превалировать над жесткими юридическими нормами», – указал Президент.

Трехлетний мораторий на проверки действительно предоставил хорошую возможность запустить полноценное «регулирование с чистого листа» и пересмотреть инструменты системы поддержки предпринимательства.

Уже в конце 2021 года Глава государства подписал Указ «О мерах по внедрению новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК».

– На протяжении последних двух лет аппаратом бизнес-омбудсмена совместно с НПП и Правительством велась работа по внедрению «регулирования с чистого листа». Более 10 тысяч устаревших и излишних требований к бизнесу было пос­тавлено на утрату. По итогам работы сформирован единый пул поправок в законодательные акты, который в настоящее время находится на рассмотрении Парламента, – говорит Канат Нуров, уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.

Также приняты законодательные меры по защите предпринимателей от рейдерства, прорабатывавшиеся с 2019 года. Введен принцип «регуляторной гильотины» – 1 in 2 out, предполагающий отмену двух действующих требований к бизнесу в обмен на один вновь вводимый. Создана открытая интегрированная база данных по субъектам бизнеса «Реестр бизнес-партнеров», поз­воляющая им избегать финансовых, налоговых и таможенных рисков при взаимодействии со лжепредпринимателями. При Правительстве образован Совет отечественных предпринимателей, одной из задач которого являются оценка и улучшение делового и инвестиционного климата.

– Я бы хотел акцентировать внимание на указаниях Главы государства, изложенных в указе о либерализации экономики. Эти меры внушают особую надежду в отношении совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, декриминализации экономических правонарушений и пресечения незаконного вмешательства в нее государственных и квазигосударственных организаций. Хотя законодательством нашей страны предусмотрена персональная административная ответственность должностных лиц за такое вмешательство, к сожалению, она не всегда применяется, – так прокомментировал Канат Нуров вопросы защиты и поддержки предпринимательства.

Поэтому, убежден он, нужно обязать государственные органы соблюдать нормы закона, важно расширять и развивать персональную административную и гражданско-правовую (материальную) ответственность госслужащих за заведомо неправомерное действие или бездействие. Это обеспечит возмещение убытков предпринимателям не за счет государства, а непосредственно за счет виновных должностных лиц. Такой подход восполнит недостатки существующей зависимости судебной системы от исполнительных властей и значительно сократит поток обращений предпринимателей за защитой своих прав.

– В целях системной защиты бизнеса аппаратом бизнес-омбудсмена на постоянной основе проводятся комплексные мероприятия по снижению уголовно-правового давления на бизнес. Одной из значимых проблем остается втягивание предпринимателей в орбиту уголовного преследования по гражданско-правовым (материальным) спорам, что зачастую превращается в инструмент давления со стороны силовых органов. В результате нашей совместной работы с Правительством, в соответствии с предложениями бизнес-сообщества, гуманизированы 32 экономических состава, смягчены наказания по 28 статьям Уголовного кодекса, – рассказал бизнес-омбудсмен.

Разработанный ими законопроект по дальнейшей декриминализации экономических правонарушений находится на рассмотрении в Парламенте. В настоящее время фактически 118 статей Уголовного кодекса затрагивают интересы предпринимателей. Наиболее распространены дела по мошенничеству и присвоению имущества, начатые по 2, 3 и 4 частям, которые носят публично-правовой характер и возбуждаются без заявления потерпевшей стороны.

– Хотел бы еще обратить внимание в делах частного материального права на приоритет гражданско-правовой соответственности по возмещению ущерба в рамках гражданского процесса, соответственно надо закрепить механизмы защиты предпринимателей на уровне Уголовно-процессуального кодекса. Это позволит снизить количество уголовных дел, инициируемых без веских оснований против предпринимателей, – отмечает Канат Нуров.

За эти годы осуществлена широкомасштабная реформа контрольных и надзорных функций государственных органов. Количество контрольных функций сокращено на 165 из 544, включая исключение 23 сфер из системы контроля и три сферы из системы надзора. Количество досудебных расследований в отношении бизнеса сократилось впятеро, сообщала пресс-служба бизнес-омбудсмена. С 2020 года количество возбуждаемых уголовных дел уменьшилось в два раза, а с 2016 года – почти в восемь.

По поручению Главы государства запущен портал «Единое окно закупок», который собирает информацию обо всех регулируемых закупках и активно используется совместно с антикоррупционной службой. Этот ресурс позволил сэкономить более 158,4 млрд тенге государственного бюджета.

Поддержка нового уровня

Что касается системы мер поддержки предпринимательства в стране, то наиболее востребованными программами, по оценке экспертов и самих бизнесменов, несомненно, стали «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Дабы стимулировать активность и укрупнение бизнеса, Президент поручил объединить их, и такая программа Министерством нацэкономики была разработана. Основной акцент в ней, по словам экс-главы ведомства Алибека Куантырова, «направлен на развитие конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных отраслей и создание новых рабочих мест».

Для субсидирования новых проектов бюджет будет распределяться преимущественно для предприятий в сфере обрабатывающей промышленности.

Важное отличие в том, что программа предусматривает постепенный переход от субсидирования к инструментам гарантирования и иным мерам нефинансовой поддержки. Новые подходы по субсидированию проектов МСБ предусматривают дифференцированный метод субсидирования с поэтапным переходом на рыночные условия.

Первые три года с учетом субсидирования, конечный заемщик будет финансироваться по ставке 8%, 4-й год – 9%, 5-й год – 10%. Такой подход позволит снизить нагрузку на бюджет и осуществить постепенный переход бизнеса на рыночные механизмы финансирования, отмечают в МНЭ.

Для повышения эффективности мер господдержки усилены встречные обязательства. Отбирают конкурентоспособные малые и средние предприятия на основе принятых входных базовых критериев.

Вместе с тем постепенный переход от субсидирования будет сопровождаться расширением гарантий по кредитам, поскольку инструмент гарантирования решает главную проблему бизнеса – нехватку залогов перед банками. Так, по гарантированию сумма кредитования увеличена до 3,5 млрд тенге, по которым будут предоставляться гарантии до 50%, а перечень ОКЭД (общий классификатор видов экономической деятельности) расширен.

При этом новый подход в гарантировании предусматривает переход на рыночные условия, когда по гарантиям свыше 500 млн тенге предпринимателем будет оплачиваться комиссия. Для социальных предпринимателей увеличен размер гарантии до 1 млрд тенге.

Предложены и альтернативы: синдицированное кредитование, расширение условий по облигационному займу, гранты для социальных предпринимателей и участников проекта «Одно село – один продукт», реализация региональных программ через субсидирование СПК.

О том, что государство уделяет внимание финансированию МСП, говорят следующие цифры. За 2019–2023 годы просубсидировано и прогарантировано порядка 142,1 тыс. проектов бизнеса. В результате за 2018–2022 годы казна пополнилась 3,3 трлн тенге налоговых отчислений. Выпущено продукции на 54,1 трлн тенге, создано 37,1 тыс. новых и сохранено 341,2 тыс. рабочих мест.

Малому и среднему бизнесу оказывается и нефинансовая поддержка. По словам председателя президиума Нацпалаты «Атамекен» Раимбека Баталова, НПП с 2023 года внедрила инструмент «Мен – кәсіпкер», который реализуется в двух направлениях. «Кәсіпке бағыт» включает в себя обучение компетенциям и отраслевое (профильное) обучение с целью повышения предпринимательского потенциала, а центры развития женского предпринимательства – услуги для женщин-предпринимателей и женщин с предпринимательской инициативой.

Вместе с тем остаются нерешенными некоторые вопросы, которые сдерживают развитие предпринимательства, и они постоянно на повестке дня Правительства. К примеру, акиматам регионов поручалось оперативнее подводить инженерные сети и коммуникации, особенно в индустриальных зонах и СЭЗ, чтобы МСП могли вовремя вводить в эксплуатацию или расширять свои проекты.

Крупные системообразующие предприятия должны создавать вокруг себя отраслевые кластеры, активнее взаимодействуя с МСП в том числе через тендеры по госзакупкам и долгосрочные договоры. Оптимизируются налоги и формы налоговой отчетности...

По мнению Каната Нурова, защита предпринимательства в Казахстане выходит на новый уровень благодаря системным мерам Главы государства по либерализации экономики, улучшению ее регулирования и декриминализации экономических правонарушений. Их общая цель – создать режим наибольшего благоприятствования для инвестиций предпринимательства, для защиты их прав и стабильного экономического роста страны в целом.

МАРИНА ДЕМЧЕНКО

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан