Новости

10.12.2025

Глава государства всегда учитывает обоснованное мнение предпринимателей - Бизнес-омбудсмен

776

5 декабря 2025 года Глава государства на церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз» проинформировал НПП «Атамекен» о мерах по развитию частного национального бизнеса, особенно малых и средних предприятий, как основного драйвера качественного экономического роста, по цифровизации господдержки отечественных товаропроизводителей, а также по защите бизнеса.

Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана с удовлетворением отмечает, что среди мер по защите бизнеса было отдельно упомянуто ограждение предпринимателей от необоснованного уголовного преследования и чрезмерного налогового администрирования, что в преддверии Нового года особо питает надежды предпринимательского сообщества.  

В частности, Глава государства рассказал о проводимой работе по модернизации правовой и судебной системы в целях декриминализации бизнеса, ограждения его от необоснованных проверок и иного преследования, что отражает обращение Бизнес-омбудсмена к Главе государства от 26 ноября этого года о необоснованном привлечении предпринимателей к уголовной ответственности по гражданско-правовым или договорным спорам (https://ombudsmanbiz.kz/).

По официальной статистике, за последние пять лет судами по делам, связанным с государственными закупками, осуждены 178 предпринимателей, в т.ч. Коккозова и Курумбаева, по причине превышения тендерных цен над «среднерыночными». Но естественное стремление предпринимателей к прибыли при исполнении договоров c государственными организациями не может квалифицироваться как хищение или мошенничество, тем более если заключённые контракты никем не оспорены как недействительные.

Что же касается неэффективного использования бюджетных средств, то это исключительная вина должностных лиц государственных организаций, а не предпринимателей, если не доказана их преступная связь.

Случай осуждения на 6 лет предпринимателей Иманова и Оракбая, несмотря на кассационный протест Генерального Прокурора в адрес Верховного суда о том, что они не сторона договора субсидий и отсутствует доказанный ущерб, наглядно демонстрирует смешение гражданско-правовых отношений с уголовно-правовыми. Эти предприниматели воспользовались максимально разрешённой ценой, указанной в паспорте субсидий, за поставленные ими фермерам солнечные панели, хотя «среднерыночная» цена за них была немного ниже, что собственно и посчитали ущербом для госбюджета.

В целях исключения практики перевода гражданских споров в уголовные дела и обеспечения тем самым экономических интересов государства, в этом письме Бизнес-омбудсмена к Главе государства были предложены следующие законодательные меры: 1) установить чёткие сроки отмены прокурорами постановлений о прекращении досудебного расследования; 2) продлевать сроки предварительного следствия свыше 6 месяцев только в исключительных случаях с достаточной аргументацией; 3) ввести двухстадийную модель досудебного расследования, включающей предварительную процессуальную проверку и лишь потом, при наличии оснований, полноценное расследование. 

Также Глава государства отметил поступающие обращения бизнеса по вопросам реализации некоторых норм нового Налогового кодекса и поручил Правительству в качестве общегосударственной задачи тщательно проанализировать их и найти разумный баланс, что отражает содержание обращения Бизнес-омбудсмена к Главе государства от  2 декабря т.г. (https://ombudsmanbiz.kz/) о необходимости альтернативных (запрету вычетов) инструментов налогового администрирования.

Запрет на вычеты делает для субъектов ОУР сотрудничество с малым бизнесом экономически нецелесообразным. А прогнозируемый переход 70% предприятий СНР на ОУР в реалиях многократного недостатка бухгалтеров «спровоцирует» технический «коллапс» в налоговом взыскании и закрытию предприятий.

Но главное - запрет на вычеты нарушает правовые принципы, так как: 1) возникает необоснованное удвоение налоговой нагрузки по одной и той же сделке; 2) запрещенные к вычетам расходы являются реальными затратами, которые бизнес имеет право учитывать при расчете налогооблагаемой прибыли вне зависимости от налогового режима его контрагентов; 3) необоснованная негативная дискриминация малого бизнеса лишь по режиму налогообложения устанавливается на самом высоком законодательном уровне.

В международной практике отсутствует запрет на вычеты между налоговыми режимами и более 60 % рабочих мест в развивающихся экономиках создаются благодаря поставкам между малыми и крупными предприятиями. Поэтому разрывать эти экономические связи опасно.

Учитывая системные риски тотального запрета вычетов и в то же время важность недопущения дробления бизнеса в целях недобросовестной налоговой оптимизации, Бизнес-омбудсмен предложил: 1) ограничение вычетов исключительно между связанными сторонами; 2) применение риск-ориентированного контроля; 3) сокращение предельной суммы для СНР до пределов малого бизнеса согласно ст. 24 Предпринимательского кодекса; 4) установление 8% ставки налогообложения оборота СНР при работе с ОУР.

Чтобы реализовать эти альтернативные меры и/или обеспечить бизнесу достаточное время для корректировки операционных моделей, УЗПП предложил срочно инициировать отдельный законопроект об отлагательном порядке введения в действие нормы о запрете вычетов на срок не менее 18 месяцев.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан