Новости

03.02.2024

Как повысить инвестиционную привлекательность страны?

664

Об этом написал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов на своей странице в сети Facebook пишет inbusiness.kz.

"Сегодня участвовал в инвестиционном форуме "Защита прав инвесторов", где обсуждались актуальные вопросы в этой области.

Последний анализ ОЭСР и Индекса экономической свободы подчеркивает необходимость укрепления государственных институтов, таких как верховенство права, эффективность судов и честность правительства, для успешной реализации экономических реформ.

Международные эксперты признают приоритетность этих реформ, предвидя их положительный эффект на инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность Казахстана.

Вместе с правительством мы уже два года активно внедряем "регулирование с чистого листа", сфокусированный подход к бизнесу, с целью улучшения общего бизнес-климата. Это, пожалуй, одна из основных реформ главы государства в отношении бизнеса.

Было проанализировано 2 823 нормативных правовых акта, выявлено более 128 тыс. требований, из которых 10 тыс. не соответствуют базовым условиям и подлежат отмене.

Проект реформы направлен на улучшение бизнес-климата и повышение эффективности госрегулирования, включая автоматизацию системы управления рисками (СУР) при госконтроле и надзоре. В случае отсутствия автоматизации госорган может проверить не более 5% субъектов, остальные 95% определяются цифровой системой.

К сожалению, большинство отраслевых СУР все еще в стадии разработки, вызывая опасения предпринимательского сообщества о возможном увеличении проверок после завершения моратория.

Хочу обратить внимание на проблемы, вредящие инвестиционной привлекательности страны. По данным Верховного суда, за 2021-2023 годы иски со стороны налоговых органов, касающихся признания сделок недействительными увеличились в 3,2 раза.

Комитет государственных доходов сообщил о рассмотрении около 7 тыс. исков о недействительности сделок, причем 93% решений вынесено в пользу налоговых органов. Эта избыточная репрессивность и судебные споры подрывают доверие к партнерам и государству, что снижает инвестиционную привлекательность.

Я неоднократно отмечал эту проблему, и она обсуждалась на различных площадках. Нас поддержала Генеральная прокуратура, выразив позицию о необходимости ограничения таких исков. Было предложено возвращать иски, не подкрепленные доказательствами применения всех рычагов налогового администрирования.

В ответ на это комитет государственных доходов поручил региональным департаментам приостановить подачу исков о недействительности сделок. Решение этой проблемы, обсуждаемой в течение последних двух лет, не может не радовать предпринимателей. 

Не менее важной проблемой является массовое предъявление исков о признании недействительными земельных арендных договоров. Этот процесс фактически замещает порядок принудительного изъятия земельных участков, что связано с несовершенством законодательства и его неоднозначным толкованием как акиматами, так и контролирующими органами.

Основные проблемы включают отсутствие полного регламентирования порядка предоставления земель вне торгов, аукционов и отсутствие критериев (условий) для таких случаев. Частично регламентирован только вопрос предоставления земель вне торгов для инвестиционных проектов, реализованных с 2017 года.

Исходя из предоставления земель вне торгов, в период 2009-2020 годов выявлено 2 141 решение с нарушениями, из которых 282 уже отменены. Это создает несправедливую практику, ведь отмена решений о предоставлении земель наносит предпринимателям необратимый ущерб и снижает инвестиционную привлекательность сельско-хозяйственной отрасли.

Представители бизнеса, как добросовестные землепользователи, оказываются третьими лицами в судебных разбирательствах, не имея возможности предъявить встречные заявления о возмещении убытков. Это создает неравный статус и дополнительные трудности для предпринимателей, снижая их доверие и участвие в инвестиционных проектах в сельско-хозяйственном секторе.

Все знают, что участие в уголовном процессе влечет огромные временные и материальные затраты, отвлекая бизнес от своей основной деятельности. Основная сложность заключается в различении гражданско-правовой и уголовной ответственности, что усложняет выявление настоящих мошенников от высокого предпринимательского риска.

По нашему мнению, экономические преступления должны рассматриваться только в экономических судах. Уголовную ответственность следует оставить только для исключительных случаев, таких как рецидив и случаи, связанные с нанесением особо крупного ущерба, который предварительно должен быть доказан в гражданско-правовом порядке.

Для решения этой проблемы предлагается разработка нового Национального стандарта "Судебный аудит" с четкими правилами и порядком взаимодействия с органами досудебных расследований. Важно также предоставить аудиторам возможность осуществлять комплексный расчет причиненного ущерба.

Следует установить повышенные квалификационные требования для "судебных аудиторов" и закупать их услуги напрямую министерством финансов, а не правоохранительными органами. Это поможет устранить конфликт интересов и уменьшит необоснованные вовлечения добросовестного бизнеса в уголовные преследования.

По указанию главы государства, каждый значимый инвестиционный проект теперь сопровождается органами прокуратуры. В рамках внедрения системы поддержки инвестиционных проектов "Зеленый коридор для инвесторов" разрабатываются правила для включения инвесторов в соответствующий реестр. Национальная цифровая инвестиционная платформа запущена в пилотном режиме, а ее введение в промышленную эксплуатацию ожидается в конце первого полугодия 2024 года.

Позитивно воспринято внедрение прокурорского "фильтра" для запретительно-ограничительных мер, включая приостановление деятельности, приостановление действия разрешений, лишение (отзыв) разрешений и (или) приложений к разрешениям, отказ в продлении срока действия разрешений, контрактов, лицензий. Эти меры будут применяться только после согласования с прокурором для решения вопросов инвесторов и запретительно-ограничительных действий государственных органов в отношении инвесторов.

Главным механизмом защиты прав инвесторов остается судебная система. По поручению главы государства была создана административная юстиция, за что представители бизнеса выражают благодарность. Административно-процессуальный кодекс (АППК) закрепляет презумпцию виновности госорганов, активную роль суда и принцип справедливости, становясь надеждой предпринимателей на справедливое разрешение споров с государственными органами.

В рамках АППК 64% решений принимаются в пользу граждан и предпринимателей. Однако госорганы не реагируют на эту статистику и не улучшают свои методы работы. На встрече с представителями бизнеса от 12 сентября 2023 года главой государства поручено укрепить статус административной юстиции, расширив ее сферу применения.

Для практической реализации следует принять несколько мер.

Во-первых, исключить из Кодекса об административных правонарушениях все составы, связанные с нарушением требований финансового законодательства. Основания для привлечения к финансовой ответственности должны быть закреплены в отраслевом законодательстве.

Во-вторых, согласовать размеры санкций (штрафов) в КоАП с теми, что предусмотрены в Уголовном кодексе. Максимальная санкция в КоАП не должна превышать санкции, установленной в УК.

В-третьих, привлечение к финансовой ответственности должно осуществляться административными органами в соответствии с принципами Административно-процессуального кодекса (АППК). Лишение разрешения или приостановление деятельности должны рассматриваться как обременяющие административные акты.

При такой форме вмешательства государства в предпринимательскую сферу предпринимателям будет предоставлена возможность защитить свои права через административную юстицию. Важным является также изучение опыта европейских стран по внедрению административных договоров, обеспечиваемых принципами и процедурными гарантиями АППК.

Реализация данных мер позволит повысить эффективность системы защиты прав бизнеса, что в свою очередь улучшит инвестиционный климат и привлекательность страны для инвесторов", - написал Рустам Журсунов.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан