Новости

02.02.2023

В ожидании расцвета

1985

Республиканская общественно-политическая газета «Аргументы и факты»

Мы живем в эпоху неограниченных возможностей. Никогда раньше не было столько людей, готовых рисковать, чтобы воплотить желания в реальность поставить карьерные амбиции на службу личному успеху и процветанию. Работать на себя, а значит, и на благополучие общества в целом. О том, как это происходит в нашей стране, беседа с Рустамом Журсуновым, уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана [газетная статья].

В БИЗНЕС – ОТ НУЖДЫ

– Рустам Манарбекович, согласитесь, что несмотря на рыночные отношения, предпринимательская активность в Казахстане не очевидна?

– Напротив, количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за последние 15 лет выросло почти в 20 раз. Если в 2007 году их в стране, согласно официальной статистике, насчитывалось 643 тысячи, то в 2021 году стало 1,4 миллиона. Другое дело, с 2016 года наблюдалось замедление темпа роста активных предприятий МСП. С 2011 по 2016 год он составил 30%, а с 16-го по 20-й – только 5,3%. Но в 2021 году прирост по отношению к 2020 уже стал 5%.

– С чем он связан?

– Общая предпринимательская активность увеличивается из-за отсутствия других возможностей заработка. По данным глобального мониторинга предпринимательства, показатель вырос с 17,8% в 2017-м до 40% в 2020 году.

– Это радует?

– Напротив. Тенденция, означающая, что казахстанские предприниматели все больше мотивируются жизненной необходимостью, свидетельствует об ухудшении экономической ситуации в стране.

Идём дальше. В 2021 году 40% от общей численности занятых в экономике находились в секторе МСП, обеспечивая 3,8 миллиона рабочих мест.

Стабильно растет показатель выпуска их продукции – пропорционально общему количеству действующих субъектов. Аналогичная ситуация с объемом валовой добавленной стоимости. Опять сошлюсь на цифры: в 2021 году он составил 28,1 триллионов тенге, в 35 раз превысив уровень 2005 года. Есть рост, по предварительным данным, и в прошлом году. Но…

ГДЕ ТОНКО, ТАМ И РВЁТСЯ

– Опять ложка дёгтя в бочке мёда?

– Дело в том, что количественный рост показателей малого и среднего бизнеса не сопровождается качественными изменениями в отношении диверсификации экономики. Сегодня в стране действует 1783 тысяч субъектов бизнеса, где средние предприятия составляют лишь 0,2%, крупные –0,1%. Недостаточно у нас быстрорастущих компаний. Динамичных, отличающихся своей непропорционально высокой способностью генерировать продукцию и создавать рабочие места. С учетом мирового экономического опыта это сформулировано правилом «80/20»: до 80% рабочих мест и валового выпуска создается менее чем 20% компаний.

– В чём ещё мы отстаём?

– Из-за ориентации на внутренний рынок низка интенсивность экспортной деятельности. В малом и среднем бизнесе РК только около 6% прямых экспортеров и 4% косвенных. Большинство занимают пассивные фирмы, не ведущие инвестиционную или инновационную деятельность.

И конечно, «хрупкость» МСП, его низкая выживаемость. Средний возраст малых фирм 11,2 года, средних – 15,3 года. Это в полтора раза ниже, чем в других постсоветских странах.

ЛИЦОМ К КЛИЕНТУ

– Вмешательство властей в ценообразование имеет социальную подоплеку, но разве не противоречит интересам бизнеса?

– Контроль цен тормозит развитие любого предприятия. Регулирование их считаю пустой тратой времени и усилий акиматов. Единственное, чего мы добьемся, это дефицита на прилавках. Мы в 90-х такое уже проходили.

С нового года государство выделяет адресную помощь малоимущим. Социальный кошелек уже запущен с 1 января. Считаю, что нужно расширять его применение на все виды кросс субсидирования – на социально значимые продовольственные товары, ГСМ, проезд и другое. Иного пути, по нашему мнению, просто нет.

– Считается, что слишком высок уровень фискальной нагрузки на бизнес. Налоговое законодательство идёт вразрез с государственной политикой по развитию предпринимательства?

– Глава государства дал конкретные поручения по её перезагрузке. Бизнесу необходимо знать, что будет происходить с налогами через пять лет. Инвестиции же делаются не на год-два.

Эффективное налоговое администрирование поможет понять, где и почему государство теряет налоговые сборы. Его оптимизация будет способствовать увеличению частных инвестиций. Иными словами, налоговая политика обязана создать стабильность и прозрачность условий налогообложения, простоту исполнения налоговых обязательств. Она должна обеспечить клиентоориентированность органов налоговой службы. Роль государства – мотивировать налогоплательщиков к переходу на новые налоговые режимы с раскрытием информации о ведении учета доходов и расходов финансово-хозяйственной деятельности и операциях путем дальнейшего снижения налоговой нагрузки. Это стимулирует развитие национальной экономики.

ПОМОЩЬ ИЛИ ПОМЕХА?

– Как выглядит налоговая политика Казахстана в сравнении с другими странами?

– Мы заняли 64-е место в исследовании Paying Taxes 2020 по аналитике налогового законодательства и применительной практики по 190 странам мира, проводимом PwC, международной компанией по консалтинговым и аудиторским услугам, в сотрудничестве со Всемирным банком.

По его результатам общая налоговая ставка Казахстана составила 28,4%, представляя собой удельный вес налогов и взносов в прибыли компании.

Этот показатель ниже среднего значения по странам Центральной Азии и Восточной Европы, где он равен 33,0%, и значительно меньше, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где составляет 40,4%.

– Достаточна ли господдержка МСП и в чём ощущается эффективность предпринимаемых мер?

– Нынешняя политика не способствует появлению быстрорастущих компаний, переходу малого бизнеса в категорию среднего.

Системные меры государственной поддержки сфокусированы на микро- и малом бизнесе. Мораторий на проверки и освобождение от налогов на доходы действовали только по отношению к ним.

Размеры административных штрафов устанавливаются в зависимости от размерности бизнеса. Микро- и малые предприятия боятся переходить на налог на добавленную стоимость (НДС) из-за сложности его администрирования, снижают обороты и дробятся. В 2022 году количество ИП выросло на 298 тысяч, или на 33%. В определенной степени это результат снижения порога по НДС.

Но финансовая помощь в большей степени выполняет антикризисные функции, нежели способствует эффективности. Господдержка и механизмы стимулирования непропорционально смещены в сторону малого бизнеса и в итоге стали антистимулами для развития среднего.

ПРОКУРОР В РОЛИ ЗАЩИТНИКА

– Стало ли меньше «закошмаривания» предпринимательства?

– И поездки в регионы, и поступающие к нам обращения показывают, что сохраняется репрессивный характер контролирующих органов.

Анализ вовлечения бизнеса в уголовный процесс традиционно проводится по 34 составам УК. Но есть там еще 84 статьи, которые не в меньшей степени касаются предпринимателей. В итоге «бизнесовых» статей 118! По ним идет ежегодный рост уголовных дел и осужденных лиц. В 2020 году зафиксировано 51,3 тысяч преступлений и 3,9 тысячи осужденных лиц, в 2021-м их стало 58,5 тысячи с 5,1 тысячи осужденных.

Эти цифры не могут не вызывать беспокойства, свидетельствуя об усилении давления на бизнес со стороны органов уголовного преследования.

– Что делается для минимизации таких мер?

– Совместно с генеральной прокуратурой удалось гуманизировать 32 экономических состава и смягчить уголовные наказания по 28 статьям УК введением альтернативных видов. Запрещено применение ареста к бизнесу по 29 составам экономических правонарушений, прекращено уголовное преследование при полном возмещении ущерба по десяти. Количество проверок в отношении бизнеса сократили в девять раз, а требования к бизнесу в проверочных листах более чем наполовину.

На VI форуме по защите бизнеса обсудили реализацию поручений главы государства по решению проблемных вопросов предпринимателей и наметили план совместных действий с генеральной прокуратурой по их решению. Глава ведомства заверяет, что будет выстроена комплексная прокурорская защита бизнеса, начиная от пресечения незаконного вовлечения в уголовную орбиту и до сокращения административных барьеров. Генеральная прокуратура взяла под пристальный контроль досудебное расследование, выпустив соответствующее указание. Это очень хорошее начало, которое не может не порадовать бизнес-сообщество.

СРЕДНИЙ НЕ ПОДВЕДЁТ!

– Насколько сможет в целом исправить положение концепция развития МСП до 2030 года?

– Она разрабатывалась при нашем непосредственном и активном участии, и её задачами являются создание условий для повышения роста добровольного предпринимательства, дальнейшее совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности. Обозначен приоритет на новое качество и структуру бизнеса со ставкой на среднее предпринимательство.

– В чем его главная ценность для экономики страны?

– Такие компании настроены не только на рост и поддержание прибыльности, но и на создание спроса на рабочие места для квалифицированных и высококвалифицированных сотрудников. Практика развитых стран показывает, что средний бизнес в зависимости от конфигурации экономики и налогового режима может достигать девятипроцентной доли в общем количестве предприятий и генерировать от 10 до 27% ВВП. По опыту стран ОЭСР обнаруживается положительная зависимость между весом среднего бизнеса в ВВП и уровнем дохода на душу населения. Переход микро- и малого бизнеса в разряд среднего сможет вывести на экспорт, на внедрение инноваций и цифровых технологий.

Качественная и своевременная реализация концепции, разработанной по поручению президента, обеспечит решение проблем развития предпринимательства в нашей стране.

Светлана СИНИЦКАЯ

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан