Новости

21.09.2022

Как новая регуляторная политика повлияет на работу бизнеса

637

Фото: Руслан Пряников

Об этом рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов

Повлияет ли новая регуляторная политика в сфере предпринимательской деятельности на развитие МСБ в Казахстане и повысит ли доверие бизнеса к государству? Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

Напомним, что проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» предусматривается внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательства.

В настоящее время документ находится на стадии согласования.

- Рустам, как вы считаете, новые подходы в сфере регуляторной политики действительно позволят повысить доверие субъектов предпринимательства к государству?

- Да, я считаю, что совершенствование базовых принципов взаимодействия позволит повысить доверие субъектов предпринимательства к государству и эффективность регулирования бизнес-среды.

Но для этого, во-первых, следует усилить контроль и ответственность госорганов за соблюдением установленных условий в отношении вновь принимаемых требований к бизнесу.

Во-вторых, все вносимые по итогам пересмотра поправки в действующие нормативные правовые акты (НПА) должны быть сформированы так, чтобы в дальнейшем без дополнительных усилий была возможность перевести все регуляторное поле на «цифровые рельсы».

В-третьих, в рамках РЧЛ (регулирование с чистого листа) создание современного регулирования требует модернизации в вопросах отчетности бизнеса.

На данный момент у МСБ имеется масса проблем с дублирующими запросами одной и той же информации со стороны разных госорганов. Так вот, необходимо пересмотреть перечень отчетностей бизнеса и исключить дублирование.

С прошлого года министерством национальной экономики совместно с офисом бизнес-омбудсмена и НПП «Атамекен» при участии бизнеса ведется работа по пересмотру регуляторных актов на соответствие их базовым условиям. По итогам пересмотра исчерпывающий перечень требований будет внесен в Реестр обязательных требований.

Таким образом, предприниматели принимают непосредственное участие в пересмотре регуляторных актов, с которыми сталкиваются в своей деятельности, и предоставляют предложения по их упрощению.

Говоря в цифрах, то на сегодня уже завершен пересмотр 9 сфер (торговля, общепит, услуги проживания, транспорт, операции с недвижимым имуществом, информация и связь, компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги, деятельность в области информационного обслуживания, горнодобывающая промышленность и разработка карьеров, защита прав потребителей), где установлено 27,9 тыс. требований к бизнесу, из которых 3,7 тыс. требований требуют внесения изменений или отмены. И это данные только по 9 сферам, аналогичная работа ведется еще по 35.

- По вашему представлению, будет ли снижено все-таки государственное регулирование?

- На данный момент не стоит вопрос о снижении уровня государственного регулирования. Внедрение новой регуляторной политики призвано повысить его качество.

Между тем кардинальный пересмотр всего массива госрегулирования (требования, разрешения, отчетность, госконтроль) в отраслевом разрезе обеспечивается путем изменения базовых подходов в регуляторной политике.

Итогом этой работы станет доведение требований к бизнесу до их оптимального состояния, в котором они отвечают семи базовым требованиям. То есть будут с понятными мотивами вводимого регулирования; практически исполнимыми; изложены в доступной форме (без возможности двоякого толкования); оцифрованы; необременительными (по итогам расчета издержек); соответствовать документам госпланирования. При этом уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска.

- Какие нововведения приведут к сокращению административной нагрузки для бизнеса?

- Одним из больших блоков изменений, направленных на сокращение административной нагрузки, является совершенствование системы госконтроля и надзора.

Во-первых, вводится новая форма контроля как расследование. Это необходимо для установления истинных причин нарушения и принятия в отношении них соответствующих мер.

Во-вторых, проверки будут проводиться только на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям. Например, сейчас проверки проводятся на предмет соответствия деятельности бизнеса требованиям, установленным законодательством.

В-третьих, в рамках профилактического контроля станет возможным проведение контрольного закупа. Он будет проводиться для выявления факта реализации продукции, не соответствующей требованиям в НПА или технических документах.

В-четвертых, новшеством также является градация деятельности субъектов по 3-м степеням риска (высокая, средняя и низкая). Ранее было 2 степени – высокая, невысокая. Введение 3 степеней позволит лучше настраивать систему проверок.

И в-пятых, предусматривается «гибкая» система управления рисками, которая предполагает использование информационных систем. Это позволит делить предпринимателей по конкретным степеням риска и формировать списки проверяемых субъектов.

Буквально недавно Генеральный прокурор Берик Асылов официально уведомил всех силовиков, что регистрировать и расследовать уголовные дела в отношении предпринимателей можно будет только после соблюдения новых требований. Это означает, что преследование бизнесменов наконец-то прекратится. Теперь бизнес может еще до начала расследования через суд доказать свою правоту, а не мучиться часами на допросах и обысках, как это было раньше.

И самое важное - теперь новые правила по уголовным делам в отношении бизнеса будут на постоянном контроле у прокуратуры.

- Какие реальные меры для развития предпринимательства в стране уже внедряются в рамках новой политики?

- В рамках новой политики могу сказать, что на начальном этапе мы создали методологию, институциональную базу, правовые условия для того, чтобы можно было на постоянной основе эффективно пересматривать существующее регулирование с учетом правоприменительной практики бизнеса.  

Тем самым мы создали площадку, где бизнес может непосредственно участвовать в обсуждениях с государственными органами. Своего рода это открытый диалог, который является на самом деле действенной мерой для развития бизнеса.

Далее по итогам работы по пересмотру регуляторных актов и введению в силу всех новелл, предусмотренных законом, мы сможем увидеть результаты нашей работы.

К примеру, законом введена норма в Предпринимательский кодекс (пункт 2 статьи 82), в которой отмечается, что введение нового требования или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства должно предусматривать отмену двух требований в той же области правового регулирования предпринимательской деятельности.

На мой взгляд, эта мера эффективно повлияет на развитие предпринимательства, так как госорган будет тщательней подходить к вопросу введения нового регулирования для бизнеса с учетом необходимости отмены двух требований взамен.

Автор: Меруерт Сарсенова

 

 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан