Новости

13.10.2020

В силу доминантного положения

Равноправие сторон, включая баланс прав и обязанностей, – обязательное условие любого договора, но, как показывает практика, соблюдается оно далеко не всегда, особенно если речь заходит о сфере регулируемых закупок субъектов квазигосударственного сектора.

Системная проблема

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Рустама Журсунова, данная проблема затрагивает немалое количество поставщиков.

Суммарный объем регулируемых закупок на сегодня по стране составляет около 14 трлн тенге. При этом одних только договоров госзакупок в настоящее время насчитывается не менее полумиллиона.

– Выправление ситуации с балансом прав и обязанностей сторон договора позволит мультипликативно снять имеющееся напряжение между поставщиками и заказчиками, а значит, избежать многочисленных споров в будущем, – считает бизнес-омбудсмен.

Между тем пандемия обнажила наиболее системные проблемы предпринимательства, одна из которых затронула соблюдение договоров о регулируемых закупках субъектов квазигоссектора.

– В соответствии с Гражданским кодексом не допускаются действия физических и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому, злоупотребление правом в иных формах, – напомнил Рустам Журсунов.

Как уже отмечалось выше, подобные нарушения особенно наглядно проявляются в договорных отношениях, в которых заказчиками выступают субъекты квазигосударственного сектора. И жалобы предпринимателей, с которыми последние очень часто обращаются в офис бизнес-омбудсмена, – подтверж­дение тому. Что, впрочем, неудивительно, поскольку государственное участие в экономике для текущего момента является в стране превалирующим… 

Вместе с тем в сложившихся условиях частному сектору ничего другого не остается, как участвовать в тендерах и заключать договоры закупок на выдвигаемых субъектами квазигосударственного сектора условиях. 

– А они зачастую являются исключительными потребителями сервиса отечественных предпринимателей, – констатирует бизнес-омбудсмен. – При этом квазигоссектору ничего не стоит включать в договоры с поставщиками положения, которые нарушают баланс интересов сторон, разумеется, в свою пользу.

Жалобы участились

– Публичные интересы должны быть соблюдены, как и поддержка местных поставщиков, обеспечивающих поступательное развитие отечественной экономики. В противном случае поведение заказчиков будет противоречить принципам Гражданского кодекса – добросовестности и справедливости, – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей.

И все же жалобы частных поставщиков на злоупотребления со стороны субъектов квазигоссектора в последнее время участились. Предприниматели отмечают, что в рамках типовых договоров закупок заказчики имеют ряд привилегий, что ставит их в зависимое от них положение. 

Проведенный офисом бизнес-омбудсмена анализ договоров, в которых заказчиками выступили АО «Самрук-Казына», «НК «КазМунай̆Газ», «КазТрансГаз Аймак», «НК «КТЖ», «КТЖ-Грузовые перевозки», «НАК «Каз­атомпром», «Казахтелеком», ТОО «Самрук-Казына Контракт» и «СК-Фармация», подтвердил наличие ущемляющих интересы поставщиков условий.

– Такие договоры охраняют прежде всего права заказчиков. В то же самое время на поставщиков возлагаются дополнительные обязанности, тем или иным образом ущемляющие их интересы. На таких условиях деловые отношения между равноправными партнерами не могут строиться, – уверен уполномоченный по защите прав предпринимателей. – Даже при формальном сопоставлении взаимных прав и обязанностей обнаруживаются явные арифметические несоответствия.

Например, когда договором оговаривается два права поставщика против четырех у заказчика. Что касается обязанностей, это когда у поставщика их пять, а у заказчика всего три.

– В некоторых типовых договорах регулируемых закупок субъектов квазигоссектора дисбаланс выражен намного ярче. К примеру, у поставщика не больше двух правовых привилегий, а у заказчика целых десять. И обязанностей у поставщика в три раза больше, чем у заказчика, – заметил бизнес-омбудсмен.

В договорах подряда еще круче: прав у заказчика в пять раз больше, чем у поставщика, а обязанностей у последнего в два с половиной раза больше. Между тем заказчик располагает правом одностороннего расторжения договора в среднем по десяти основаниям, тогда как поставщик только по одному.

К наиболее распространенным привилегиям заказчика можно отнести растянутые по времени сроки оплаты за поставленную продукцию (30–90 дней). В пользу последнего составлен также пункт об обеспечении исполнения обязательства, размер которого зависит от суммы договора.

Заказчик наделен также правом возложения на поставщика обязанностей по безвозмездному выполнению дополнительных работ, не предусмотренных договором.

Заказчик может запрашивать у поставщика много всевозможной информации, включая данные о заработной плате сотрудников. При этом он не несет никакой ответственности за необоснованное затягивание подписания актов выполненных работ. В то время как возложенные на поставщика за незначительные нарушения штрафы могут достигать 100 МРП. При этом он ограничен в правах на возмещение убытков и неустойки со стороны заказчика.

В одностороннем порядке

Проведенный анализ выявил также, что заказчик наделен правом в одностороннем порядке изменять условия договора, в том числе по уменьшению объема закупаемой продукции. Субъект квазигоссектора, к примеру, может беспрепятственно отказаться от исполнения договора по причине его нецелесообразности (уменьшения бюджета, отсутствия денежных средств).

Как сообщили в офисе бизнес-омбудсмена, заказчик вправе расторгнуть договор при любом, даже совсем незначительном нарушении со стороны поставщика. При этом последний лишен права альтернативного разрешения споров в арбитраже.

– Конечно, не все заказчики пользуются своим положением и ущемляют права поставщиков. Однако любая несбалансированная норма типового договора может обернуться штрафом, неустойкой и другими более плачевными для исполнителей последствиями, – говорит Рустам Журсунов.

В первых числах октября офис бизнес-омбудсмена обратился в Минфин и Министерство здравоохранения, а также в АО «Сам­рук-Казына» с предложением о внесении соответствующих поправок в типовые договоры, стандарты и правила закупок. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей, оперативно отреагировало только АО «Самрук-Казына». 

– Коллеги из фонда не только согласились с рядом моих претензий, но и уже начали работу по корректировке отдельных положений стандарта управления закупочной деятельностью и типовых договоров. Однако не по всем пунктам мы сошлись во мнении, – проинформировал бизнес-омбудсмен.

К примеру, в холдинге считают: несмотря на то что некоторые договоры и предусматривают запрет на предъявление поставщиком требования о возмещении убытков, последний вправе урегулировать этот вопрос в рамках законодательства.

– Напротив, в целях недопущения возникновения спорных ситуаций подобный запрет однозначно подлежит исключению из договоров закупок, – уверены в офисе бизнес-омбудсмена.

Договоры закупок позволяют также заказчикам в одностороннем порядке расторгать договор в силу нецелесообразности его дальнейшего выполнения. При этом, по мнению фонда, возмещаются фактические затраты поставщика.

– Звучит красиво, но на прак­тике маловероятно. Имеются случаи, когда поставщик получал уведомление о расторжении договора непосредственно перед отправкой очередной партии продукции. Спорить с заказчиком, подвергая тем самым опас­ности деловые отношения, мало кто решится, – говорит Рустам Журсунов.

В типовом договоре некоторых субъектов предусмотрена также возможность расторжения в случае, если поставщик будет вовлечен в судебный процесс!

– При этом АО «Самрук-Казына» уверяет, что речь идет исключительно о судах, связанных с неплатежеспособностью и банкротством поставщика. Однако в таком случае именно эта формулировка и должна содержаться в договоре, иначе заказчик будет наделен правом по расторжению договора при наличии любого судебного спора поставщика. Более того, мы считаем, что даже судебное разбирательство, связанное с банкротством, не должно быть основанием для расторжения договора, – заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей. – Так как, возможно, именно этот контракт нужен поставщику для того, чтобы встать на ноги, а действующая норма только добьет его…

Особое внимание – причинам коррупции

В офисе бизнес-омбудсмена рассчитывают на реакцию со стороны Минфина по ситуации с госзакупками, а также Минздрава по закупкам единого дистрибьютора.

– «СК-Фармация» всю нынешнюю пандемию не сходит с заголовков новостей. Произошел ряд скандалов с поставщиками, от товара которых заказчик отказался. По сути, это бесправие частных компаний и доминирование квазигоссектора по договорам. Мы же в первую очередь рассматриваем подобные действия как очень серь­езное основание для коррупции. Поскольку любой сотрудник государственного или квазигосударственного органа в той или иной степени облачен властью, – пояснил Рустам Журсунов. – В силу своего доминантного в рамках условий договора положения представители заказчика могут воспользоваться его кабальными нормами в меркантильных целях. С этим нужно что-то делать…

Как подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей, в Посланиях Президента ставятся конкретные задачи по искоренению в стране коррупции. Поскольку борьба с ней ведется на системной основе, очень важно уделять особое внимание причинам возникновения этого социального зла.

Светлана Абенова

 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан