Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Есть вызовы. Нужны ответы
«Казахстанская правда», 9 июня 2020 года № 110 (29237)
Для скорейшего восстановления экономического роста Указом Президента страны создана соответствующая государственная комиссия. Сегодня от нее ждут конструктивных предложений. О своем видении ситуации и способов решения поставленных задач мы попросили рассказать члена комиссии, уполномоченного по защите прав предпринимателей Рустама Журсунова.
– Рустам Манарбекович, какими Вы видите пути и сроки оживления казахстанской экономики?
– Самая важная задача сейчас – сохранение действующих предприятий, рабочих мест, доходов граждан. А решению соответствующих проблем может способствовать только работающая экономика, которую нужно, образно выражаясь, перезагрузить.
При этом необходимо в первую очередь повысить роль малого и среднего бизнеса, начать его укрупнение хотя бы путем ассоциирования. Параллельно нужно повышать эффективность госсектора, оптимизировать государственные и квазигосударственные расходы.
Нельзя забывать о том, что в посткоронавирусный период потребуется по-новому запускать бизнес и экономику. Одно дело сохранить бизнес и рабочие места, совсем другое – начать новый бизнес-цикл.
Ни для кого не секрет, что сейчас многие предприятия находятся на грани банкротства. Обострился вопрос сбыта, поскольку доходы населения сократились. Закончатся кредитные и налоговые каникулы. Нужны будут новые инвестиции и кредиты. Ситуация непростая. В этот момент бизнесу остается только надеяться на поддержку государства.
С учетом результатов анализа поступающих к нам обращений бизнеса будем поднимать наиболее актуальные вопросы, которые необходимо решать в срочном порядке.
Сейчас сложно оценить ущерб, нанесенный экономике пандемией, все зависит от того, сколько продлится карантин. По прогнозам, ожидается вторая волна заболеваемости коронавирусом. Мы, конечно, надеемся, что степень его распространения будет намного меньше, чем в других странах. Что касается экономики, то в целом прогнозируется ее спад и падение ВВП.
– Режим ЧП и карантин, ставшие следствием пандемии, особенно остро ощутил на себе малый бизнес. Назовите, пожалуйста, какие секторы предпринимательства пострадали больше всего?
– В очень сложной ситуации оказались сферы туризма, общественного питания, транспорта, а также развлечений и отдыха. В общем больше всего ощутила на себе последствия ограничений, вызванных режимом ЧП и карантина, сфера услуг, в которой заняты около 1,6 миллиона человек. И здесь ключевым вопросом остается обеспечение трудовой занятости населения.
В целом в стране практически не осталось ни одного вида деятельности, который бы не пострадал от введения ограничительных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Можно говорить о 90% нашей экономики.
Правительством принята «Дорожная карта занятости» на период до 2021 года. В ее рамках планируется создать 255 тысяч рабочих мест. На первый взгляд, немало, однако зачастую это временные рабочие места.
«Дорожной картой бизнеса-2025» значительно расширен отраслевой охват. Теперь ею могут воспользоваться в том числе торговля и общепит. И, соответственно, большее количество субъектов малого и среднего предпринимательства может участвовать в программе и получать льготное финансирование под 6%.
Размер максимальной кредитной поддержки на одного предпринимателя увеличен до 7 миллиардов тенге.
– В поддержке сегодня нуждаются многие направления бизнеса. Кому и какая помощь должна быть оказана в первую очередь?
– На сегодняшний день в НПП «Атамекен» и офис бизнес-омбудсмена по всем каналам поступило около 45 тысяч обращений. В том числе в колл-центр, который в условиях режима ЧП и карантина работал в усиленном режиме до 22.00 часов.
Примерно 60% бизнесменов жаловались на то, что им приходится нарушать договорные обязательства. Значительное количество обращений, едва ли не каждое второе, содержало просьбы о включении предприятий в перечень компаний, деятельность которых разрешена в условиях ЧП.
Предприниматели просили также оказать содействие в получении пропусков для сотрудников и техники, чтобы иметь право на передвижение в карантинных зонах. При этом руководители заявляли: они готовы нести полную ответственность за состояние здоровья своих сотрудников, обеспечить их средствами санитарной защиты.
Много жалоб и просьб поступило и продолжает поступать со стороны малого бизнеса по вопросам аренды. Эта проблема касается взаимоотношений арендаторов и арендодателей.
Судя по обращениям, 54% руководителей бизнеса были вынуждены отправлять работников в бессрочные отпуска или на неполный рабочий день, 20% – сокращать штат сотрудников.
В принципе, государство оперативно отреагировало на проблемы бизнеса. Предпринимателям дали отсрочку по всем налогам, были объявлены каникулы по кредитам, по оплате аренды, в том случае, если это находится в юрисдикции государства. Делалось все, чтобы деньги в первую очередь направлялись на выплату заработной платы.
Значительное число обращений из неправительственных, исследовательских организаций, крупных сервисных и производственных компаний содержало просьбы по включению в перечень пострадавших отраслей для дальнейшего получения мер господдержки.
Все обращения были услышаны, Правительство поддержало ряд предложений офиса бизнес-омбудсмена по оказанию дополнительных мер поддержки предпринимателям.
– Рустам Манарбекович, на прошедшем недавно первом заседании Государственной комиссии по восстановлению экономического роста Вы озвучили предложения для улучшения бизнеса в стране, расскажите о них.
– Первое, это «умное» регулирование. Как вы знаете, Главой государства объявлен трехлетний мораторий, а также налоговые каникулы для микро- и малого бизнеса. Дано поручение за эти три года разработать оптимальные подходы к современному «умному» регулированию.
По сути, это «окно возможностей» для проведения точечных реформ – по оптимизации отчетности и требований к бизнесу, выстраивания правильной системы управления рисками, так сказать, тонкую настройку проверок.
Прошло уже полгода, видимых результатов пока нет. По договоренности со Всемирным Банком разработка только технического задания к этому поручению потребует один год! Это слишком долго. Необходимо ускорить этот процесс и завершить реализацию уже самих реформ в течение года.
Второе – совершенствование налогообложения малого бизнеса. Существующая система налогообложения является слишком сложной и непонятной для субъектов малого бизнеса и самозанятых. Нужна такая система, когда предприниматель четко понимает, сколько он должен государству и при этом тратит минимум времени и сил. Еще лучше, если бы за него это делал его агент: банк, цифровая платформа.
Уплата налога должна быть максимально незаметной. Без создания соответствующей сервисной платформы здесь не обойтись. Пользуясь паузой – налоговыми каникулами, нужно переписать заново все налоговые режимы для МСБ в комплексе. При этом выставить акценты на эволюционное укрупнение и рост бизнеса.
И третье предложение – снижение участия государства в экономике.
В коммунальной собственности находятся 5,6 тысячи госпредприятий, АО, ТОО, из них 85% в социальной сфере. Более 800 субъектов, или 15%, занимаются несоциальной предпринимательской деятельностью – ЖКХ, СМИ, транспорт, ветстанции. В прошлом году НПП совместно с госорганами проведена большая работа по сокращению участия государства в предпринимательской деятельности и оптимизации госрасходов.
На основании проведенных 132 анализов товарных рынков совместно с антимонопольным органом перечень разрешенных видов деятельности для госкомпаний сокращен с 347 до 240 (30,8%).
Кроме того, по итогам актуализации перечня приватизируемых объектов совместно с Миннацэкономики выработаны предложения по передаче 35 объектов республиканской собственности. Предложения в настоящее время находятся на рассмотрении Правительства.
В текущем году в рамках рабочих групп надо провести аналогичную работу в регионах по инвентаризации разрешенных видов деятельности, а также приватизации объектов коммунальной собственности. Особое внимание предлагаем уделить социально-предпринимательским корпорациям.
Также хочу отметить, что по поручению Президента РК от 24 января 2020 года совместно с Правительством начаты работы по созданию единого окна – “Правительство для бизнеса”. Соответствующие поручения Правительства есть. Для полноценной реализации необходимо ускорить интеграцию всех баз данных госорганов с проектом.
– Спасибо за интервью.
Гуляим Тулешева