Доклады, выступления

22.05.2025

Стенограмма встречи Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Нурова К. И. с представителями Всемирного банка  

39

Астана,
22.05.2025 г.

Саламат Кусаинова: Канат Ильич, спасибо большое, что сегодня выделили время и с нами встретились. Мы представляем две международные организации. Меня зовут Саламат Кусаинова, специалист по госуправлению. Я представляю Всемирный банк. Также у меня есть коллега из Азиатского банка развития, но, к сожалению, он не смог присоединиться.

Мы ведем проект, у которого английская аббревиатура PEFA, но это фактический международный стандарт, который оценивает как и каким образом работает система государственных финансов в странах. 

(Справочно. Аббревиатура международного стандарта, который оценивает, как функционирует система государственных финансов в странах, — PEFA (Public Expenditure and Financial Accountability).

Это рамочная методология оценки управления общественными финансами, разработанная рядом международных организаций, включая Всемирный банк, Европейскую комиссию, МВФ и других партнёров.

PEFA применяется для:

- оценки прозрачности, подотчетности и эффективности управления государственными финансами;

- выявления слабых мест в системах;

- планирования реформ и мониторинга их реализации.)           

Он существует уже около 20 лет. Этот проект называется PEFA и поддерживается международными организациями. Конечно, инициатором оценки является само правительство, но поддержать ее могут Всемирный банк, МВФ, АБР и другие международные организации или союзы.

В данном случае Всемирный банк и АБР поддерживают Правительство Казахстана для проведения такой оценки. Последняя такая оценка по Казахстану проводилась 10 лет назад и является, наверное, одной из устаревших в регионе Центральной Азии. Поэтому в этот раз, когда правительство инициировало, мы были очень рады поддержать проведение такой оценки.          

Дополнительно, поскольку вопросы климата являются очень актуальными (есть в Казахстане «Стратегия — 2060»), мы также проводим оценку, насколько вопросы климата интегрированы в систему управления госфинансами. Мы запустили проект в начале марта, два месяца команда собирала данные и вот сейчас у нас есть предварительные результаты. Команда приехала для того, чтобы сверить данные, ответить на вопросы. Но ключевой      момент — это встреча с заинтересованными сторонами, чтобы услышать мнение третьих сторон, которые не являются частью Правительства.

Вот поэтому мы запросили сегодняшнюю встречу с вами. Джон Шорт — наш коллега, который имеет многолетний опыт проведения таких оценок во многих странах мира. Он возглавляет независимую команду оценщиков. Папона — является членом команды оценщиков. Жамиля — наша коллега с головного офиса. Мы являемся частью одной команды.
Поэтому я, наверное, предоставлю слово Джону как руководителю команды оценщиков. 

Джон Шорт: Наша основная задача и цель этой встречи — то, что мы называем триангуляцией.

В целом оценка работает по разным направлениям, таких аспектов, как расходования государственного бюджета, внутреннего/внешнего аудита. Это вопросы налогового регулирования, управления государством и финансами и контроля со стороны законодательного органа, то есть Парламента. В основном система нашей работы и вся информация, которая была нам представлена, координировалась соответствующими органами Правительства. Они нам рассказали, как работает система налогового администрирования и закупок.

Но нам также интересно было бы встретиться с другой стороной - теми людьми, которые непосредственно, с точки зрения получателей услуг, государственного налогового администрирования, госзакупок, будь то услуги в секторе здравоохранения, образования, социальной поддержки, транспорта, и услышать ваше мнение о том, как работает Правительство.

То есть, это такая триангуляция. Мы составляем треугольник: с одной стороны — это Правительство, с другой стороны — это мы, команда оценщиков и с третьей стороны — это вы как получатели. Это некоторая верификация. И мы хотели бы услышать ваше мнение по поводу того, что работает, а что не работает?

То есть, с точки зрения частного сектора — как воспринимает бизнес налогообложение, налоговое администрирование, с точки зрения закупок — доступ к государственным закупкам? Но и с точки зрения получателей перечисленных услуг. В целом хотелось бы услышать ваше мнение. 

Канат Ильич: Я хотел бы сразу сказать, что мой статус несколько отличается от статуса других омбудсменов, в частности, Омбудсмена по правам человека.

Я финансируюсь через общественное объединение — Национальную палату предпринимателей Казахстана. И, соответственно, я не завишу от государственного финансирования. Это довольно уникальная ситуация для бизнес-омбудсменов, по крайней мере, так было сказано на форуме ОЭСР.

Но с другой стороны, я назначаюсь непосредственно Главой государства.

Я не являюсь государственным служащим, представляю гражданское общество и защищаю интересы предпринимательского сообщества.

Тем не менее, я могу высказать своё мнение, основанное на обращениях, жалобах конкретных предпринимателей. То есть, это не есть официальная позиция в плане того, что я не представляю в этом смысле государство. Я хотел бы, чтобы было понимание.

Но тем не менее, поскольку я назначаюсь Главой государства, мои оценки будут, как мне кажется, в конструктивной форме.

Так как вас, прежде всего, интересуют налоги, то, наверное, налоговые ставки до последнего времени у нас были наиболее либеральные, и здесь, наверное, не стоит жаловаться.

Мажилисом Парламента утверждён новый Налоговый кодекс, в котором повышается НДС, повышаются пороги по НДС. Ужесточение налоговой политики обусловлено тем, что существует ЕАЭС и, наверное, интеграция с налоговым режимом, в том числе России, у нас должна быть.

При этом, меня больше беспокоит налоговое администрирование. И я буду писать об этом письмо в Сенат, чтобы вернули обратно этот проект Налогового кодекса, поскольку, я считаю, что там допущены существенные нарушения прав предпринимателей.

Конечно, то, что налоговое администрирование остаётся под юрисдикцией административной юстиции — это большие достижение и победа. Спасибо правительству за то, что пошли навстречу. Потому что очень важно, чтобы налоговое администрирование оставалось в рамках АППК — Административно-процедурного процессуального кодекса.

Однако, есть две проблемы. Первая проблема — это предоплата НДС. Для меня это непонятно. Я могу понять, когда ты платишь налог по методу начисления, даже не получив денег от контрагента — признал доход, заплати налог сразу наличными. Допустим, это не очень хорошо, но это можно понять. Раз метод начисления работает — пусть работает.

Но я не могу понять - там есть блокировка ЭСФ (электронная счёт-фактура), автоматическая блокировка ЭСФ, если не хватает денег на налоговом счёте. То есть, ты должен создать соответствующую налоговую сумму, которая покрывает выставляемую тобой счёт-фактуру.

Получается, если электронная счёт-фактура, в которой указан НДС, больше, чем сумма денег на моем заранее предоплаченном налоговом счёте, то я не могу выставить invoice. Я не могу признать этот доход. У меня есть обязанность признать этот доход, а я его признать не могу, потому что не могу выставить этот счёт. Получается, что, по сути дела, это запрет деятельности.

То есть, я должен «предоплатить» налог. И в этом смысле я не вижу никакого основания в Конституции для того, чтобы бизнес кредитовал государство путём предварительной уплаты налогов.

Доход, с которого он уплачивается, должен быть хотя бы признан, — даже если не получен деньгами, то хотя бы признан.

И вторая проблема — что есть такое понятие как специальный налоговый режим для микро- и малого бизнеса. И счета и расходы от них не будут приниматься бизнесом на вычеты по КПН (корпоративному подоходному налогу). И это будет большой удар по малому и микробизнесу, потому что никто не будет работать с ними без того, чтобы расходы от них можно было брать на вычеты в налоговом отчёте. Это, я считаю, будет большая проблема. Если даже они приходят от того, кто на специальном налоговом режиме, ты должен брать на вычеты эти расходы.

Но и, наконец, третья проблема — это признание сделок и предприятий недействительными. Эта отмена регистрации полностью нарушает процесс ликвидации предприятий. То есть, если у предприятия есть какие-то долги, должно быть объявлено о ликвидации, кредиторы должны подать, как положено, и возместить все долги. А у нас задним числом отменяется регистрация. КГД - Комитет государственных доходов подаёт иск в гражданском процессе, хотя налоги, я считаю, — это публичное, а не частное право. И отменяют регистрацию целого предприятия. Это из-за того, что выставляются фиктивные счета-фактуры — то есть, ненастоящие счета-фактуры, без поставки товаров. Я считаю, что вы гоняетесь за мошенниками — там как положено, а вот так - отменять целое предприятие без ликвидации — это нарушение всех правовых принципов. И из-за этого, соответственно, страдают все остальные предприниматели.

Я считаю, что основание для этого, наверное, есть, у КГД есть своя логика. Они считают, что нельзя выставлять фиктивные счета-фактуры - с этим надо бороться. Но я считаю, что борьба с мошенничеством и уходом от налогов обходится экономике дороже, чем выгоды от такой «борьбы».

Я считаю, что «борьба» ещё не закончена и она продолжится. Мы будем требовать возврата проекта Налогового кодекса обратно в Мажилис по этим позициям.           

Всё, что касается закупок государственного и квазигосударственного сектора, то основная проблема состоит в том, что они осуществляются в рамках чрезмерно централизованной модели государственного управления.

Это означает, что оперативные полномочия местных (операционных) подразделений госорганов или квазигоспредприятий сконцентрированы в центральных аппаратах и даже в их советах директоров. То есть, это получается, что нарушается система внутреннего контроля. Потому что в системе внутреннего контроля разделение функций должно быть не только по сферам, но и по уровням. Верхние уровни контролируют нижние уровни. То есть, нижние уровни оперируют, а верхние уровни контролируют операции. А когда центральный уровень забирает себе операции,  кто будет контролировать центральный уровень?

Естественно, существует Антикор, АФМ, Высшая палата аудиторов как государственный высший счётный комитет. Но это всё внешние организации.

А сама система внутреннего контроля не работает, потому что непрозрачная. Я считаю, что заказывать товар, получать товар и, возможно, закупать должны те, кто ими будет пользоваться.

Отсюда все проблемы. У нас возникает сильное повышение транзакционных издержек. То есть, вся страна один раз закупается - составляет для начала бюджет, потом договоры, поставки и, в конце концов, всё приходит в конце года, на зиму глядя, и все пытаются быстро освоить бюджет. Иначе финансирование закроется. Отсюда возникают все эти злоупотребления и некачественные работы. Всё это, естественно, берётся по минимальной цене, что мешает качеству работ. И, естественно, всё это связано с проблемами в бюджетном планировании.

По сути дела, мы не должны беспокоиться о том, что год заканчивается. Потому что, если есть кредиторская задолженность, она должна по-любому быть погашена в следующем году. А у нас все боятся: «Ой, сейчас я деньги не получу — всё закроется». Это всё из-за того, что у нас, на самом деле, не до конца Бюджетный кодекс хорошо отработан, нету различия между поступлениями и платежами в кассовом смысле, и также доходами и расходами — в операционном смысле.

И в этом отношении, конечно, хотелось бы более прозрачного бюджетного планирования. То есть инвестбюджет — отдельно, чтобы его видеть. Полная проектная стоимость, освоение на начало года, потребность в инвестиционных расходах, вернее во вложениях на текущий год, остаток на конец — к освоению. Вот такой у нас должен быть бюджет. Должен быть отдельно операционный бюджет, связанный с доходами и расходами государства. И должен быть отдельный финансовый бюджет, связанный с займами и их погашениями. И всё это должно объединяться в единый кассовый бюджет государства. И таковым он и является на сегодняшний день, но там всё в одном — доходы и расходы бюджета. А это неправильно. Есть доходы и расходы в операционной части, есть платежи по инвестиционной части  и погашения займов — по финансовой части. Это — не все расходы. Есть расходы и есть платежи. То есть, поступления и платежи должны отличаться от доходов и расходов.

Я, конечно, понимаю, что если мы «втыкаемся» в методологию Всемирного банка, который называет вложения капитальными затратами, но для наших стран, где есть проблема с финансовой грамотностью, лучше капитальные затраты называть вложениями. Чтобы чётко понимать, что капитальные вложения — это не есть расход. Или перевод такой, не знаю, — написать: капитальные затраты, то есть расходы. 

Папона: По-моему, здесь только в терминах проблема. 

Канат Ильич: Возможно. Но в этих терминах надо определиться. Потому что несогласованностей и так много, а когда мы по-разному понимаем термины, ситуация «усугубляется». К примеру, государственный бюджет. Он был запланирован — теперь важно определить, исполнен ли он в полном объёме или с отклонениями? 

Папона: Я думаю, что они отчитываются ежемесячно. Там и ведутся у них отдельно расходы… 

Канат Ильич: Я считаю, что различение на официальном уровне поступлений и кассовых платежей должно быть зафиксировано в Бюджетном кодексе — доходов и расходов. Это моё мнение личное. Естественно, Минфин будет с этим спорить, показывать, что у него всё под контролем. Потому что у них есть отдельная бюджетная отчётность, против чего я выступаю: не должно быть никакой бюджетной отчётности, отдельной от финансовой отчётности, потому что финансовая отчётность — это и есть фактическое исполнение бюджетной отчётности. И каждый бюджет, каждое разделение бюджета должно быть проектом финансовой отчётности в той или иной части. Но у них бюджетная отчётность идёт отдельно от финансовой отчётности. Я считаю, это излишняя трата как финансовых, так и человеческих ресурсов.

В таком случае необходимо наладить систему финансовой отчётности и обеспечить согласованность между формами финансового планирования и финансовой отчётности. Тогда не нужны будут отдельные бюджетные департаменты, чтобы отчётность составлять.

Но самое главное, бюджет корректируется постоянно. Почему, когда не исполняется бюджет, он корректируется у нас в государстве? А, я считаю, это большая ошибка. Почему? Потому что никогда не будет чёткой фиксации отклонения факта от плана. Когда, с точки зрения внутреннего учёта или контроля, мне важно знать: отклонение возникло в связи с неправильным планированием или в связи с какими-то фактическими обстоятельствами? Если это были фактические обстоятельства, они были субъективного характера или объективного? А если каждый раз корректируется бюджет, то под этим скрывается огромное количество отклонений. В этом отношении, естественно, всегда будет более или менее нормальное исполнение бюджета. Потому что в конечном итоге, когда будет надо, вы скорректировали его, и у вас план старта совпадает. Проблем нет.

Это я рассказал про закупки, про бюджет, про налоги.

Ещё один момент. Вы знаете, что сегодня налоговая реформа вызвана нехваткой денежных средств в бюджете. Но почему их не хватает? Ведь бюджет каждый раз растёт — в плане валюты, баланса, масштаба. А, я считаю, потому что государственные расходы непрозрачные. В этой части зачем государству нести расходы, которые оно не должно нести? Например, нужно прямо запретить госсектору и квазигоссектору конкурировать с частным бизнесом. На сегодня закон позволяет гос- и квазигоссектору конкурировать с частным бизнесом, несмотря на принцип "жёлтых страниц". Потому что в законе есть право государства при недостаточной конкуренции на каком-то рынке туда заходить. Я считаю, эту «лазейку» надо закрыть.

Средства тратятся на инфраструктуру, а не на частные сектора экономики. И, естественно, когда мы будем работать с инфраструктурными затратами, затраты нужно осуществлять через концессии и тебе не нужно тратить деньги самому. Ты должен привлекать соответствующих операторов, которые привлекают деньги, которые в этом специалисты, которые сами строят — метро, дороги, ЛРТ... А у нас получается — государство само тратит эти деньги. Вместо того, чтобы приглашать операторов со всей их технической, финансовой структурой и экспертизой. И это окупается. Если частный бизнес заинтересован в реализации концессионного проекта и получает чёткое понимание сроков его окупаемости, он будет самостоятельно корректировать тарифную политику. В случае, если завышенные тарифы делают проект нерентабельным, концессионер будет заинтересован в их снижении. Но мы не будем тратить триллионы тенге на инфраструктурные проекты.

К примеру, Алматинская ТЭЦ должна потратить на модернизацию около триллиона. Я, к примеру, говорю. Возможно, я ошибаюсь. Два–три таких проекта — и уже двух–трёх триллионов в бюджете нет. А у нас хотят провести налоговую реформу, чтобы собрать семь триллионов. Я считаю, что это на самом деле непрозрачно. Получается, что государство заинтересовано само тратить, вместо того, чтобы извне привлекать экспертов, экспертизу, технологии и ждать, когда за собственные деньги они всё это построят и будут потом окупать себя.

И если касаться снова нового Налогового кодекса, то смотрите: у нас в горнорудном секторе 38 ставок НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). К примеру, ставка на НДПИ на алюминий в 20 раз ниже, чем ставка на золото. А почему? Потому что всё определяется Правительством. Правительство само определяет, кому какие ставки ставить.

Но там могут быть тоже триллионы, если непрозрачно. Почему разница именно в 20 раз и 38 ставок? Почему не может быть единой ставки? И зачем нам этот устаревший, технически сложный НДПИ, когда можно брать роялти с выручки? Поставьте единую низкую ставку на роялти. Я против повышения налогов, но пусть будет единая ставка — низкая, но на роялти с выручки для всех горнорудных ископаемых. И не надо будет тогда «давить» малый и средний бизнес. У вас все проблемы будут решены. Если вы спрашиваете мою оценку прозрачности, то она невысока - как по поступлениям, так и по государственным платежам и расходам. 

Джон Шорт: Позвольте уточняющий вопрос? Потому что вы отметили очень интересные вопросы, которые хотелось бы раскрыть. Возвращаясь к закупкам, по тем данным, которые мы получили, и в соответствии с нашими оценками, мы увидели, что очень большая доля закупок осуществляется из единого источника. Вы упоминали квазигосударственные и частные сектора. И закупки из единого источника — они больше заточены на квазигосударственный сектор, не допуская участия частного сектора или препятствуя ему? 

Канат Ильич: Я бы так не сказал. Потому что у нас есть Указ Президента о либерализации экономики, где, наоборот, запрещено квазигоссектору составлять конкуренцию в квазигосзакупках. Я за то, чтобы как можно меньше было гос- и квазигосзакупок. Но то, как они проводятся, что квазигоссектору пытаются запретить конкурировать в этих квазигосзакупках, то, наверное, это не так уж и плохо. Плохо то, что, в принципе, госзакупки и квазигосзакупки позволяют делать за рубежом. Понимаю, что существуют технологические ограничения, не позволяющие изменить подход в отдельных случаях. Однако в целом система государственных и квазигосударственных закупок должна быть ориентирована на поддержку отечественного производителя и национальной продукции. Потом, я бы не стал так утверждать, что закупки из одного источника — это очень плохо. Видимо, это связано с тем, что в условиях нашего «тяжелого» Закона «О госзакупках», когда успеваешь только один раз запланировать, закупить, поставить — да, и при этом, когда у тебя цена минимальная, это самый главный критерий закупок, что очень плохо для качества, то, наверное, закупки из одного источника — это неплохой выход из ситуации.

Ты должен обосновать, что отсутствуют иные заинтересованные стороны или альтернативные предложения. Допустим, это твои проблемы — это можно проверить. Но, по идее, чтобы избежать проблемы этой минимальной цены, из-за которой всё качество «рушится», избежать этой необходимости каждый раз проводить конкурсы, а для любого более-менее стабильного бизнеса нужен нормальный поставщик, тебе нужно нормальное качество и, естественно, никакой поставщик не даст тебе такого качества, если он не будет уверен в сколько-нибудь долгосрочном сотрудничестве.

Это спорный вопрос. Я бы не стал именно это называть проблемой. Я, конечно, понимаю, что часто закупки из одного источника используются для коррупционных целей, чтобы кому-то что-то «отдать». Но, я думаю, что коррупционерам намного легче провести конкурс и отдать тому, кому надо, чем подпадать под риск того, что тебе скажут: "Почему ты закупил из одного источника?" и ты будешь под всеми прицелами. То есть, я бы взвесил тысячу раз, чтобы брать это в качестве признака непрозрачности. 

Джон Шорт: Самый большой вопрос, который вы подчеркнули по новому налоговому кодексу, — это требование не в отношении денежных потоков, а в отношении именно предоплаты по налогам. Верно? 

Канат Ильич: Да. То есть, как я могу признавать доход, если не могу выставлять счета? Это большая техническая проблема. По сути дела, мы можем препятствовать росту ВВП. Потому что ВВП — это объем оборота товара и услуг. А когда налоговая имеет право заблокировать выставление счетов-фактур, они, конечно, утверждают, что это только в отношении недобросовестных предпринимателей. Но по формуле, по которой они рассчитывают эту предоплату налога, я не вижу различий между добросовестными и недобросовестными. Все должны платить предоплату.

Но они исходят из того, что если ты занимаешься бизнесом, у тебя всегда должны быть деньги. Но даже, если не спорить о том, какие действительно будут последствия неплатежей по всей республике, — юридически я не могу согласиться с тем, что налог должен быть заплачен до того, как доход будет заработан. Не говоря уже о том, что деньги были бы получены в кэше. 

Джон Шорт: С точки зрения налогоплательщика и частного лица я могу это понять. Мы постараемся после всего, что вы нам сказали, отразить в нашем отчете. Просто единственное, что мы не касаемся налоговой политики, мы больше по части налогового администрирования. Но в Казахстане это немножко так переплетено. Особенно то, что вы говорите по авансовым платежам по налогам — это больше по части налогового администрирования. И мы сможем это отразить как потенциальную проблему

Папона: Еще один вопрос. Мы знаем, что Бюджетный кодекс уже принят, а на рассмотрении Парламента — Налоговый кодекс. Вы с кем работаете по этим вопросам: с Парламентом или Министерством? Какова ваша роль по рассмотрению Бюджетного кодекса? 

Канат Ильич: Ко мне обращаются тогда, когда считаются исчерпанными все обращения в госорганы и иные организации. То есть, если это не помогло, то обращаются ко мне за помощью. Как правило, моя помощь требуется тогда, когда предприниматель уже прошёл все предусмотренные процедуры — обратился в государственные органы, в суд, и не получил результата. Именно на этом этапе подключается моя компетенция. Мое включение в процесс может быть на любом этапе — будь то рассмотрение вопроса в Мажилисе, Сенате, Верховном суде или в апелляционной инстанции. Точка входа может быть различной, в зависимости от конкретной ситуации.

Но главное, по закону я не могу рассматривать обращения ко мне, если обращающиеся не использовали существующие средства правовой защиты (то есть, обращение в административный госорган, в суды). А иначе, вы же понимаете, я не имею полномочий, кроме как быть эффективным мостом медиации, который представляет не только гражданское общество, но и имеет доверие Главы государства. И только на этой основе мы можем пытаться провести медиацию либо инициировать регуляторную апелляцию в отношении отдельных нормативных правовых актов. 

Но госорган может легко проигнорировать мое представление на изменение нормативно-правовых актов. И что я могу поделать, кроме того, чтобы обратиться к своему Президенту по этому поводу? Но по каждому поводу ты не сможешь обращаться к нему. 

Жамиля: Канат Ильич, у вас раньше была какая-то процедура, и, может быть, именно сейчас сохранилась. Вы приводили пример со ставкой НДПИ по алюминию, что её утверждает, собственно, Правительство. Это же нормативно-правовой акт? Насколько я знаю, все нормативно-правовые акты, затрагивающие интересы предпринимателей, проходят экспертизу в «Атамекене»? 

Канат Ильич: В «Атамекене», да. 

Жамиля: То есть, вы соглашаетесь или не соглашаетесь? 

Алимжан Хабидоллаевич: Есть на сегодняшний день. Все НПА и все внутренние приказы даже... 

Жамиля: Проходят экспертизу Национальной палаты предпринимателей? 

Алимжан Хабидоллаевич: Да, проходят. 

Жамиля: И только при согласии и их поддержке они принимаются? 

Алимжан Хабидоллаевич: Не всегда. Зачастую бывает, что наши коллеги из Национальной палаты дают свое заключение на правовой акт. И бывает такое, что в ряде случаев эти заключения остаются без должного внимания со стороны уполномоченных органов. И даже если участвуют в Мажилисе, всё равно как меньшинство голосов. Потому что государственный аппарат на сегодняшний день — это целая махина, перед которой НПП не может «устоять». И «протаскивают» через депутатов, через все эти госорганы, которые инициировали. А мы — за бизнес. Как НПП, так и мы всегда были за бизнес и интересы бизнеса для нас на первом месте. Потому что государство, как правило, в свою сторону принимает какой-либо акт. 

Жамиля: Но тем не менее, все нормативно-правовые акты? 

Алимжан Хабидоллаевич: Все обязательно проходят.

Канат Ильич: Но здесь, Жамиля, я бы хотел на всякий случай подчеркнуть, что хоть мы находимся в одной системе с НПП, мы всё-таки разные институты. Они — общественное объединение, а я — Бизнес-омбудсмен. И они обязаны только финансировать мой офис. Но наши точки зрения могут различаться.

Желательно, конечно, чтобы они не различались, и я всегда стремлюсь к согласованию. Но если у нас есть такое разногласие, то мы не можем его скрывать. К примеру, недавно был вопрос Премьер-Министра ко мне: "Насколько правомерны, конституционны обязательные членские взносы в НПП «Атамекен» со стороны предпринимателей?" На что мой ответ был такой: "Правовая коллизия, конечно же, есть. Почему? Потому что юридические лица опосредуют гражданские права и никто не может заставить юридические лица быть в каком-то общественном объединении." Но такая правовая коллизия присутствует во многих европейских странах. Поэтому на самом деле мы не сильно отличаемся от европейских стран в части решения этого вопроса. Потому что всем странам, даже цивилизованным, нужна какая-то централизованная площадка для выражения мнения всего предпринимательского сообщества, для облегчения процедуры согласования законодательства и прочих дел.

Хотим мы этого или нет, обязательные членства многие страны практикуют. Несмотря на эту правовую коллизию, юридические лица, конечно же, являются инструментом реализации гражданских прав. 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан