Письма бизнес-омбудсмена

02.12.2025

Главе государства об альтернативных инструментах налогового администрирования (02.12.2025)

Президенту
Республики Казахстан
Токаеву К.К.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Предпринимательское сообщество в целом поддерживает курс правительства на противодействие дроблению бизнеса в целях налоговой оптимизации и благодарит Вас лично за содействие в деле нейтрализации негативных последствий проводимой им налоговой реформы.

В этой части считаю необходимым проинформировать Вас, что посредством конструктивного диалога c министерствами национальной экономики и финансов, в рамках реализации Ваших установок, удалось урегулировать почти все ключевые проблемы налогового администрирования. Так в частности сведены к минимуму предоплата НДС, а также отмена сделок и предприятий в рамках применения автоматизированного контроля «Е-Тамға» лишь к случаям отзыва самими предприятиями своих ЭСФ.

Но остается неразрешённой самая главная проблема (пункт 16 статьи 286 нового Налогового кодекса) – тотальный запрет субъектам общеустановленного режима налогообложения (ОУР) при расчете налога на прибыль (КПН) относить на вычеты расходы от субъектов специального налогового режима (СНР) на основе упрощённой декларации.

К нам поступает много обращений о том, что запрет на вычеты делает сотрудничество с малым бизнесом экономически нецелесообразным для ОУР, т.к. повышает для крупного бизнеса налоговую нагрузку, себестоимость и цены. Переход же малого бизнеса с СНР на ОУР также увеличивает затраты, но уже для малого бизнеса. Таким образом этот запрет ведет к искусственному разделению экономики на два изолированных друг от друга сегмента (СНР и ОУР) и/или к оттоку сделок в теневой сектор, что противоречит целям любой фискальной политики.

Примерно более 70% всех предприятий в следующем году будут применять единый СНР на основе упрощённой декларации. Если все они для сохранения отношений с крупным бизнесом будут вынуждены перейти на ОУР с уплатой НДС, то им всем будет необходимо квалифицированное бухгалтерское обслуживание. Но в текущих реалиях в Казахстане количество бухгалтеров в разы, если не на порядок, меньше необходимого. Следовательно, это автоматически повысит риски закрытия предприятий в результате налоговых штрафов и проверок.

В мировой практике плательщики НДС естественным образом заинтересованы работать с поставщиками, также уплачивающими НДС, чтобы уменьшить собственные обязательства. Казахстан — не исключение. Среди крупных предприятий доля расходов, приходящихся на СНР, составляет в среднем около 1-2% (транспорт, питание, логистика и аренда). То есть риск занижения КПН крупным бизнесом минимален.

Запрет на вычеты усилит и без того мощное инфляционное давление со стороны роста ставки НДС до 16 %, что может вызвать цепную реакцию ценовых шоков в отраслях и регионах.

Но самое главное – запрет на вычеты нарушает правовые принципы в части того, что:

 - необоснованная негативная дискриминация малого бизнеса лишь по режиму налогообложения устанавливается на самом высоком законодательном уровне;

- запрещенные к приему на налоговые вычеты расходы являются реальными затратами, которые бизнес имеет право брать на вычеты при расчете налогооблагаемой прибыли вне зависимости от налогового режима его контрагентов;

 - фактически возникает необоснованное удвоение налоговой нагрузки по одной и той же сделке (субъект СНР как продавец в составе 4% с оборота уплачивает в том числе и налог на прибыль, а субъект ОУР как покупатель лишается права на налоговый вычет этой же сделки при расчете налогооблагаемой прибыли).

Правительство установило данную дискриминационную меру в качестве противодействия чрезмерной налоговой оптимизации путем дробления бизнеса, однако обоснованных расчетов её оправданности на всеобщее обозрение так и не представило. А между тем тотальный запрет вычетов не решает эту проблему, а напротив - создаёт новые сильные стимулы для искусственного дробления бизнеса на работу с субъектами и ОУР, и СНР.

Согласно данным МНЭ РК оборот субъектов СНР в 2023г. составил 15,07 трлн.тенге, из них 5,37 трлн.тенге - взаимодействие с ОУР. Даже если допустить, что 30% операций приходится на недобросовестных налогоплательщиков, а КПН занижается в среднем на 20 %, то предстоящий фискальный эффект от действия данной нормы составляет лишь 270–280 млрд. тенге, что равняется около 1% от 23 трлн.тенге плановых поступлений в госбюджет 2026 года.

В международной практике отсутствует аналог запрета на вычеты между налоговыми режимами, поскольку он противоречит принципам нейтральности налогообложения и свободы предпринимательства. По данным Всемирного банка от 2020г. более 60 % рабочих мест в развивающихся экономиках создаются благодаря поставкам между малыми и крупными предприятиями. Следовательно, долгосрочный ущерб от разрушения экономических связей между малым и крупным бизнесом несопоставим с единовременным и при этом незначительным повышением налоговых поступлений от полного запрета брать на КПН вычеты расходы от СНР.

В целях борьбы с недобросовестными схемами налоговой оптимизации без ущерба для инвестиционного климата, предпринимательское сообщество предлагает рассмотреть альтернативные точечные инструменты налогового администрирования:

  • ограничение вычетов только по операциям связанных сторон (между взаимозависимыми лицами);
  • применение риск-ориентированного контроля вместо тотального запрета в налоговом администрировании;
  • сокращение предельной суммы для применения СНР на основе упрощенной декларации с 600 тыс. МРП (2.4 млрд.т.) в год до 300 тыс. МРП (1.2 млрд.т.), как это уже предусмотрено статьей 24 Предпринимательского Кодекса в классификации размеров бизнеса;
  • установить отдельную, в два раза большую, 8% ставку налогообложения оборота субъектов СНР при их работе с субъектами ОУР.

Это сохранит деловую активность как важнейший фактор экономического развития и привлекательность Казахстана в рамках нарастающей глобальной конкуренции. Но чтобы реализовать эти меры и обеспечить бизнесу достаточное время для корректировки своих договоров, предпринимательским сообществом предлагается инициировать законопроект об отлагательном порядке введения в действие нормы о запрете вычетов на 18 месяцев, так изменение самого Налогового кодекса в ближайшие полгода юридически невозможно. 

С уважением,
Уполномоченный по защите
прав предпринимателей 
К. Нуров

Скачать файл:

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан