Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Главе государства об альтернативных инструментах налогового администрирования (02.12.2025)
Президенту
Республики Казахстан
Токаеву К.К.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Предпринимательское сообщество в целом поддерживает курс правительства на противодействие дроблению бизнеса в целях налоговой оптимизации и благодарит Вас лично за содействие в деле нейтрализации негативных последствий проводимой им налоговой реформы.
В этой части считаю необходимым проинформировать Вас, что посредством конструктивного диалога c министерствами национальной экономики и финансов, в рамках реализации Ваших установок, удалось урегулировать почти все ключевые проблемы налогового администрирования. Так в частности сведены к минимуму предоплата НДС, а также отмена сделок и предприятий в рамках применения автоматизированного контроля «Е-Тамға» лишь к случаям отзыва самими предприятиями своих ЭСФ.
Но остается неразрешённой самая главная проблема (пункт 16 статьи 286 нового Налогового кодекса) – тотальный запрет субъектам общеустановленного режима налогообложения (ОУР) при расчете налога на прибыль (КПН) относить на вычеты расходы от субъектов специального налогового режима (СНР) на основе упрощённой декларации.
К нам поступает много обращений о том, что запрет на вычеты делает сотрудничество с малым бизнесом экономически нецелесообразным для ОУР, т.к. повышает для крупного бизнеса налоговую нагрузку, себестоимость и цены. Переход же малого бизнеса с СНР на ОУР также увеличивает затраты, но уже для малого бизнеса. Таким образом этот запрет ведет к искусственному разделению экономики на два изолированных друг от друга сегмента (СНР и ОУР) и/или к оттоку сделок в теневой сектор, что противоречит целям любой фискальной политики.
Примерно более 70% всех предприятий в следующем году будут применять единый СНР на основе упрощённой декларации. Если все они для сохранения отношений с крупным бизнесом будут вынуждены перейти на ОУР с уплатой НДС, то им всем будет необходимо квалифицированное бухгалтерское обслуживание. Но в текущих реалиях в Казахстане количество бухгалтеров в разы, если не на порядок, меньше необходимого. Следовательно, это автоматически повысит риски закрытия предприятий в результате налоговых штрафов и проверок.
В мировой практике плательщики НДС естественным образом заинтересованы работать с поставщиками, также уплачивающими НДС, чтобы уменьшить собственные обязательства. Казахстан — не исключение. Среди крупных предприятий доля расходов, приходящихся на СНР, составляет в среднем около 1-2% (транспорт, питание, логистика и аренда). То есть риск занижения КПН крупным бизнесом минимален.
Запрет на вычеты усилит и без того мощное инфляционное давление со стороны роста ставки НДС до 16 %, что может вызвать цепную реакцию ценовых шоков в отраслях и регионах.
Но самое главное – запрет на вычеты нарушает правовые принципы в части того, что:
- необоснованная негативная дискриминация малого бизнеса лишь по режиму налогообложения устанавливается на самом высоком законодательном уровне;
- запрещенные к приему на налоговые вычеты расходы являются реальными затратами, которые бизнес имеет право брать на вычеты при расчете налогооблагаемой прибыли вне зависимости от налогового режима его контрагентов;
- фактически возникает необоснованное удвоение налоговой нагрузки по одной и той же сделке (субъект СНР как продавец в составе 4% с оборота уплачивает в том числе и налог на прибыль, а субъект ОУР как покупатель лишается права на налоговый вычет этой же сделки при расчете налогооблагаемой прибыли).
Правительство установило данную дискриминационную меру в качестве противодействия чрезмерной налоговой оптимизации путем дробления бизнеса, однако обоснованных расчетов её оправданности на всеобщее обозрение так и не представило. А между тем тотальный запрет вычетов не решает эту проблему, а напротив - создаёт новые сильные стимулы для искусственного дробления бизнеса на работу с субъектами и ОУР, и СНР.
Согласно данным МНЭ РК оборот субъектов СНР в 2023г. составил 15,07 трлн.тенге, из них 5,37 трлн.тенге - взаимодействие с ОУР. Даже если допустить, что 30% операций приходится на недобросовестных налогоплательщиков, а КПН занижается в среднем на 20 %, то предстоящий фискальный эффект от действия данной нормы составляет лишь 270–280 млрд. тенге, что равняется около 1% от 23 трлн.тенге плановых поступлений в госбюджет 2026 года.
В международной практике отсутствует аналог запрета на вычеты между налоговыми режимами, поскольку он противоречит принципам нейтральности налогообложения и свободы предпринимательства. По данным Всемирного банка от 2020г. более 60 % рабочих мест в развивающихся экономиках создаются благодаря поставкам между малыми и крупными предприятиями. Следовательно, долгосрочный ущерб от разрушения экономических связей между малым и крупным бизнесом несопоставим с единовременным и при этом незначительным повышением налоговых поступлений от полного запрета брать на КПН вычеты расходы от СНР.
В целях борьбы с недобросовестными схемами налоговой оптимизации без ущерба для инвестиционного климата, предпринимательское сообщество предлагает рассмотреть альтернативные точечные инструменты налогового администрирования:
- ограничение вычетов только по операциям связанных сторон (между взаимозависимыми лицами);
- применение риск-ориентированного контроля вместо тотального запрета в налоговом администрировании;
- сокращение предельной суммы для применения СНР на основе упрощенной декларации с 600 тыс. МРП (2.4 млрд.т.) в год до 300 тыс. МРП (1.2 млрд.т.), как это уже предусмотрено статьей 24 Предпринимательского Кодекса в классификации размеров бизнеса;
- установить отдельную, в два раза большую, 8% ставку налогообложения оборота субъектов СНР при их работе с субъектами ОУР.
Это сохранит деловую активность как важнейший фактор экономического развития и привлекательность Казахстана в рамках нарастающей глобальной конкуренции. Но чтобы реализовать эти меры и обеспечить бизнесу достаточное время для корректировки своих договоров, предпринимательским сообществом предлагается инициировать законопроект об отлагательном порядке введения в действие нормы о запрете вычетов на 18 месяцев, так изменение самого Налогового кодекса в ближайшие полгода юридически невозможно.
С уважением,
Уполномоченный по защите
прав предпринимателей
К. Нуров





