Письма бизнес-омбудсмена

13.11.2025

Председателю Сената Ашимбаеву М. С. о запрете налоговых вычетов (13.11.2025)

Председателю Сената
Республики Казахстан
Ашимбаеву М. С. 

Уважаемый Маулен Сагатханович! 

В рамках модернизации налоговой политики бизнес-сообщество поддерживает курс на противодействие дроблению бизнеса в целях налоговой оптимизации и благодарит Вас за содействие в защите прав предпринимательства. В результате конструктивного диалога с Вами лично и Комитетом Сената по финансам и бюджету удалось урегулировать почти все ключевые проблемы, ранее отмеченные в моем письме Вам за № 06163/000 от 29.05.2025 (отклонение перерасчёта ИПН задним числом, а также сведение к минимуму предоплаты НДС, отмены сделок и предприятий в рамках применения автоматизированного контроля «Е-Тамға» лишь к случаям отзыва самими предприятиями своих ЭСФ).

Но остается неразрешённой самая главная проблема (пункт 16 статьи 286 нового Налогового кодекса) – тотальный запрет субъектам общеустановленного режима налогообложения (ОУР) при расчете налога на прибыль (КПН) относить на вычеты расходы по товарам от субъектов специального налогового режима (СНР) на основе упрощённой декларации.

В мой адрес и в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» поступает значительное количество обращений от предпринимателей в отношении того, что запрет на вычеты делает сотрудничество с малым бизнесом экономически нецелесообразным для ОУР, повышает налоговую нагрузку, себестоимость и цены для крупного бизнеса. Переход же малого бизнеса с СНР на ОУР также увеличивает затраты уже для малого бизнеса. Таким образом этот запрет ведет к искусственному разделению экономики на два изолированных друг от друга сегмента (СНР и ОУР) и/или к оттоку сделок в теневой сектор, что противоречит целям любой фискальной политики.

В настоящее время больше 70% всех предприятий применяют упрощенный режим и режим розничного налога, которые в следующем году будут применять единый СНР на основе упрощённой декларации. Если все они для сохранения отношений с крупным бизнесом будут вынуждены перейти на ОУР с уплатой НДС, то им всем будет необходимо квалифицированное бухгалтерское обслуживание. Но в текущих реалиях в Казахстане количество бухгалтеров в разы, если не на порядок, меньше необходимого. Следовательно, это приведет к техническому коллапсу в налоговом учете и автоматически повысит риски закрытия предприятий в результате налоговых штрафов и проверок.

В мировой практике плательщики НДС естественным образом заинтересованы работать с поставщиками, также уплачивающими НДС, чтобы уменьшить собственные обязательства. Казахстан — не исключение. Среди крупных предприятий доля расходов, приходящихся на поставщиков, применяющих СНР, составляет в среднем около 1-2% (транспорт, питание, логистика и аренда). Если рассматривать все субъекты ОУР, оборот по которым в 2023 году составил почти 140 трлн. тенге, то доля СНР в нем составляет всего 3,8%. То есть риск занижения КПН в крупном бизнесе минимален. Возможно, определённые случаи оптимизации и присутствуют в среднем бизнесе, однако введение тотального запрета на вычеты не решает эту проблему, а напротив, создаёт новые сильные стимулы для искусственного дробления бизнеса на работу с субъектами и ОУР, и СНР.

Запрет на вычеты усилит и без того мощное инфляционное давление со стороны роста ставки НДС до 16 %, что может вызвать цепную реакцию ценовых шоков в отраслях и регионах.

Но самое главное – запрет на вычеты нарушает правовые принципы в части того, что:

 - необоснованная негативная дискриминация малого бизнеса лишь по режиму налогообложения устанавливается на самом высоком законодательном уровне;

- запрещенные к приему на налоговые вычеты расходы являются реальными затратами, которые бизнес имеет право брать на вычеты при расчете налогооблагаемой прибыли вне зависимости от налогового режима его контрагентов;

 - фактически возникает необоснованное удвоение налоговой нагрузки по одной и той же сделке (продавец как субъект СНР в составе 4% с оборота уплачивает в том числе и налог на прибыль, а субъект ОУР как покупатель лишается права на налоговый вычет этой же сделки при расчете налогооблагаемой прибыли).

Правительство предложило данную дискриминационную меру в качестве противодействия чрезмерной налоговой оптимизации путем дробления бизнеса, однако обоснованных расчетов, указывающих на её оправданность, так и не представило.

Согласно данным Министерства национальной экономики РК, оборот в 2023г. на СНР составил 15,07 трлн.тенге, из них 5,37 трлн.тенге - взаимодействие с ОУР. Даже если допустить, что 30% операций приходится на недобросовестных налогоплательщиков, а КПН занижается в среднем на 20 %, то предстоящий фискальный эффект от действия данной нормы составляет лишь 270–280 млрд. тенге, что равняется около 1% от 23 трлн.тенге плановых поступлений в госбюджет 2026 года.

В международной практике отсутствует аналог запрета на вычеты между налоговыми режимами, поскольку он противоречит принципам нейтральности налогообложения и свободы предпринимательства. По данным Всемирного банка (Linkages between Large Firms and SMEs, 2020), более 60 % рабочих мест в развивающихся экономиках создаются благодаря поставкам между малыми и крупными предприятиями. Следовательно, негативные долгосрочные последствия разрушения этих экономических связей несопоставимо ущербнее для социально-экономической перспективы, чем единовременное и при этом незначительное повышение налоговых поступлений.

В целях достижения заявленных целей по борьбе с недобросовестными схемами налоговой оптимизации без ущерба для инвестиционного климата и деловой среды, предпринимательское сообщество предлагает рассмотреть альтернативные точечные инструменты налогового администрирования:

- ограничение вычетов только по операциям связанных  сторон (между взаимозависимыми лицами);

- применение риск-ориентированного контроля вместо тотального запрета;

- сокращение предельной суммы для применения СНР на основе упрощенной декларации с 600 тыс. МРП до 300 тыс. МРП, т.е. до пределов классификации размеров бизнеса, уже установленных статьей 24 Предпринимательского Кодекса;

- установить 8% ставку налогообложения оборота субъектов СНР при работе с субъектами ОУР.  

Реализация указанных предложений позволит сохранить привлекательность рынка Казахстана в напряженных условиях нарастающей глобальной конкуренции, последовательность налоговой реформы и деловую активность как важнейший фактор экономического развития.

Но чтобы реализовать эти меры и обеспечить бизнесу досточное время для корректировки договоров и операционных моделей необходимо инициировать законопроект об отлагательном порядке введения в действие нормы о запрете вычетов, на срок не менее 18 месяцев. 

Приложение: на 7 листах. 

С уважением,
К. Нуров

Скачать файл:

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан