Новости

31.08.2023

СПК: быть или не быть?

Дискредитировали ли себя окончательно социально-предпринимательские корпорации или у них еще есть шанс заработать доброе имя?

«Деятельность этих корпораций будет направлена на привлечение новых проектов, развитие малого и среднего бизнеса, усиление кооперации. В результате СПК превратятся в крупных работодателей и локомотивы развития страны, не обременяя при этом государство увеличением числа государственных служащих», - заявил в послании народу Казахстана в уже далеком 2006 году тогдашний президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ, представляя обществу идею социально-предпринимательских корпораций.

Однако благой замысел в итоге обернулся головной болью: деятельность (или, вернее, бездействие) СПК все чаще критиковали. А в последнее время они стали объектами пристального внимания со стороны Агентства по противодействию коррупции. Вот несколько цитат из ответа антикора на запрос газеты «Время»:

«Большая часть преступлений связана с хищением и злоупотреблением должностными полномочиями при инвестировании проектов, формировании стабилизационного фонда и реализации активов. Встречались факты фиктивного трудоустройства и получения незаконного денежного вознаграждения за подписание документов в рамках заключенных договоров».

«В 2022 году агентством проведен внешний анализ коррупционных рисков в деятельности 17 СПК за 2019-2021 годы. Были выявлены многочисленные коррупционные риски, а также несоответствие деятельности СПК целям и задачам их создания. Они сопряжены с финансовыми нарушениями на сумму свыше 47 млрд тенге».

По мнению антикора, указанные риски стали возможны ввиду существующих пробелов в нормативной регламентации деятельности СПК и отсутствия должного контроля со стороны руководства: «По результатам анализа внесено 456 рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности СПК».

«В целях комплексного реформирования СПК и обеспечения единых подходов по регулированию их деятельности правительством разработан и находится на согласовании законопроект по вопросам развития квазигосударственного сектора», - сообщили в АПК.

Устав выслушивать критику о деятельности соцкорпораций, в конце 2022 года по этой теме высказался премьер-министр Алихан СМАИЛОВ:

- В рамках исполнения поручения главы государства формируются подходы по трансформации СПК. Предлагается пересмотреть понятие СПК, переформатировав его в региональный институт развития в форме некоммерческого юридического лица, осуществляющего содействие местным исполнительным органам в создании условий для повышения конкурентоспособности региона.

В июне этого года выразил свое недовольство СПК и председатель сената Маулен АШИМБАЕВ:

- СПК сегодня недостаточно эффективно работают со средствами, которые выделяют на формирование стабилизационных фондов. Кроме того, СПК выдавали земельные участки. Это же всё дискредитирует саму концепцию СПК! По вопросам СПК и СЭЗ (специальные экономические зоны. - Е.Л.) можно было бы создать совместную парламентскую и правительственную рабочую группу, чтобы она проанализировала эффективность этих проектов и подготовила предложения в части законодательного регулирования.

Но в июле наступили парламентские каникулы, и тема СПК, как, впрочем, и другие злободневные вопросы, скрылась в летней тени. И вот теперь, на пороге новой парламентской сессии, да что там — нового политического сезона, нелишне, думается, задаться вопросом: так что же все таки будет с СПК, какая судьба им уготована?

Одним из самых ярых критиков СПК остается партия «Ак жол» во главе с ее лидером Азатом ПЕРУАШЕВЫМ, который считает, что корпорации так и не стали опорой для развития бизнеса:

- СПК были нацелены на дарование возможности бизнесу больше зарабатывать и активнее развиваться, а для государства польза виделась в решении многих социальных вопросов.

Но по факту, - продолжает он, - уже с первых лет их деятельности наметился разлад. Например, СПК «Ертіс», получив в первые годы миллиардное финансирование, ни одного проекта так и не реализовала. Все деньги осели на банковских депозитах, а начисляемые проценты уходили в виде бонусов все тем же руководителям.

Появились претензии и к тому, как СПК распоряжались местными месторождениями полезных ископаемых. Если прежде предприниматель мог подать заявку в госструктуры и получить добро на пользование, то потом бизнес обязали брать эту структуру в долю: СПК включали как госсобственника с долей не менее 30 процентов от дохода, при этом сама соцкорпорация ничего не вкладывала.

В ряде регионов СПК со временем стали наделяться практически банковскими функциями: используя бюджетные деньги, корпорации кредитовали бизнес на местах. Но это же нонсенс – подобное относится к лицензированной банковской деятельности! - возмущается Перуашев. - Такая вольность произросла из неурегулированности СПК законами, не была разработана их единая концепция. Каждый аким по своей воле передавал местной корпорации определенные функции, возлагал обязанности, и по сей день региональные СПК в большинстве своем работают так, как это представляется главе области.

Я не исключаю примеров удачной работы СПК. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что подобный формат работы все же удобен для акиматов: им не надо самим заниматься хозяйственной деятельностью, при этом все ресурсы и полномочия под контролем. Регулярно общаясь с представителями местных исполнительных органов, я часто слышу от них, что они взаимодействием с корпорациями довольны.

Но если рассуждать в целом, то негатива все же больше. Особенно в последнее время: периодически появляются новости о привлечении к уголовной ответственности кого-то из глав региональных корпораций, пойманных на коррупции. И тут нечему удивляться: «благодатная почва» была заложена слишком вольным толкованием сути СПК и доступом к государственным ресурсам.

Позиция нашей партии такова: СПК абсолютно бесполезны в их нынешнем виде и было бы правильнее их, таких, ликвидировать, - заключил Перуашев.

За трансформацию СПК и уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам ЖУРСУНОВ:

- Шероховатости в деятельности структуры, чья роль заключалась в способствовании созданию конкурентоспособных и устойчивых производств в регионах, появились быстро, и, чтобы добиться большей эффективности работы, необходимо было решить несколько важных проблем, в их числе: недостаточное сотрудничество между СПК и предпринимателями, низкий уровень корпоративного управления, смешение коммерческих и некоммерческих задач. К сожалению, большинство этих задач не решены по сей день.

Один из аспектов, вызывающий острую критику, связан с работой стабилизационных фондов. Их деятельность не приносит существенного положительного эффекта на фоне ежегодно вкладываемых ресурсов: львиная доля их забот сводится к сообщениям о наличии точек в регионах, где социально значимые продукты продаются по ценам ниже рыночных.

Обо всех этих проблемах уже не раз заявляли и я, и национальная палата предпринимателей «Атамекен». Более того - в ноябре 2020 года был подготовлен проект концепции развития СПК до 2030 года и направлен в отечественное Министерство национальной экономики, которое поставило перед собой задачу согласовать документ с заинтересованными сторонами. Но внезапно министерство пролоббировало постановление правительства «Об утверждении комплексного плана развития социально-предпринимательских корпораций до 2025 года», суть которого - в изменении деятельности СПК лишь до 2023 года, с дальнейшим мониторингом на протяжении 2025 года. При этом план не предполагает участия бизнеса в анализе деятельности корпораций! Подобный маневр можно назвать «гора родила мышь»: большие усилия привели к скромным результатам на фоне нежелания решать существующие проблемы.

А решать их надо! И в первую очередь путем принятия понятной и прозрачной концепции развития и закона, регулирующего деятельность СПК. При моей поддержке уже сформирована рабочая группа при Миннацэкономики, в которую вошли представители и госорганов, и бизнес-сообщества. Будем разрабатывать конкретные меры для улучшения эффективности деятельности СПК.

Я по-прежнему остаюсь при мнении, что деятельность СПК необходимо перезагрузить, - подчеркнул в заключение бизнес-омбудсмен. - Перед корпорациями не поставлены конкретные задачи, они вступают в конкуренцию с бизнесом в погоне за решением краткосрочных задач, навязанных местными исполнительными органами. Для преодоления этой ситуации требуется принятие оперативных и системных мер.

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан