Новости

15.06.2020

Региональные различия не должны служить барьером для развития МСП – бизнес-омбудсмен

461

В условиях экономической неопределенности и низких цен на энергетические ресурсы, малый и средний бизнес может стать ключевым инструментом обеспечения и поддержки роста экономики. Казахстан делает ставку на интенсивное развитие сектора МСБ, который играет важную роль в обеспечении экономической и социальной стабильности государства.

В этой связи, особую значимость приобретают результаты анализа по субфактору «Общее состояние экономики и рынка в регионе» рейтинга Деловой климат. О детальном анализе данного фактора рассказывает Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

В целом, по результатам 2019 года в Казахстане отмечается высокий разброс оценок параметров от 2,22 до 2.76, то есть 0,5 п.п. при 4-х бальной шкале. По словам бизнес-омбудсмена это говорит о неравномерности развития экономики и рынка регионов.

По мнению предпринимателей, общее состояние экономики и рынка выше в Атырауской , Кызылординской  и Павлодарской областях , ниже – в ВКО , СКО  и Жамбылской области .

 

Общий рейтинг регионов по субфактору

«Как показал опрос - ни по одному из параметров субфактора не произошло существенных улучшений. Показатель «стало лучше» не превысил 50%. Тем не менее, по такому показателю, как «Общее состояние и развитие логистической инфраструктуры (дорог, развязок, тупиков, стоянок, складов)» половина опрошенных отметила улучшение, а пятая часть назвала изменения «большими достижениями», - поделился Рустам Журсунов.

Получается, по таким субфакторам, как активность бизнеса (появление новых предприятий, количество сделок, объем рынка и покупательская способность) и  научно-технический и производственный потенциал региона, состояние и развитие энергетики и коммунальных систем – значительная часть предпринимателей (41% и 45%, соответственно) не заметила никаких изменений, только в Атырауской области большинство предпринимателей отмечают изменения в сторону улучшения (2,95).

Самая низкая оценка («депрессия») чаще всего (12%) звучала в отношении таких параметров, как активность и количество работающего населения, социальное самочувствие и общее экономическое положение населения. При этом, регионы с низкой оценкой социального самочувствия – г.Алматы, Костанайская и Жамбылская области. 

Как отмечалось ранее, целью исследования является анализ и сравнение условий ведения бизнеса в регионах Казахстана с изменением подходов исследования от «поиска виновных» и «наказания» к созданию условий для обеспечения инвестиционной привлекательности бизнеса в Казахстане и возможности принятия решений для лучшего бизнеса.

В этой связи, в ходе анализа применен фокусированный подход, который предполагает, что ставка делается на успешных компаниях, потенциальных лидерах отрасли, которые уже достигли определенного успеха в бизнесе и, на основе своего опыта и знаний, могут составить профессиональную (объективную) картину по своей отрасли. Оценки начинающих и неуспешных предпринимателей в большей степени субъективированы и менее профессиональны при оценке условий ведения бизнеса в силу отсутствия значимого опыта и истории реального успеха.

На основе такого анализа, нам удалось выяснить, что в региональном разрезе бизнес по-разному оценивает индикаторы состояния рынка и ресурсов.

Так, к примеру, несмотря на сравнительно низкие оценки по рассматриваемую субфактору в Жамбылской области достаточно высоко оценены индикаторы по изменению доступности открытия новых банковских филиалов, центров обслуживания, новых финансовых услуг и развитию мобильных цифровых услуг по ведению счетов, платежам и т.д. По данному индикатору требует детального изучения практика города Нур-Султан, который набрал рекордно высокие баллы (3,02) в сравнении с Северо-Казахстанской областью (2,31).

По мнению респондентов, несмотря на общее лидерство по субфактору - Атырауской области рекомендуется перенять опыт Мангистауской и Туркестанской областей в части повышения активности и количества работающего населения, социального самочувствия населения и общего экономического положения населения.

Однако, статистика говорит само за себя. Так, Атырауская область (109%) наряду городом Нур-Султан (128,2%), Кызылординской (113,1%), Восточно-Казахстанской (109,6%) и Мангистауской (108,7%) областями входят в пятерку лидеров по темпам роста количества действующих субъектов МСП.

По темпу роста численности занятых действующих МСП Мангистауская область замыкает список 5 наиболее успешных регионов. Туркестанская область занимает относительно хорошую позицию (8-место) с баллом 1,78 при среднем значении по стране 1,96 баллов. Данное свидетельствует о наличии определенной корреляции статданных с настроением и мнением бизнеса.

Примечателен опыт Костанайской области в части высокого уровня конкуренции в сегменте бизнеса по уровню появления новых товаров и услуг. Ни для кого не секрет, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, динамичного движения вперёд всей страны. Поэтому необходимо постоянная работа по переформатированию «советское мышление» чиновников, стремящихся к созданию монополий. В особенности на развитие конкуренции и появлению новых товаров стоит обратить внимание Северо-Казахстанской, Алматинской областям и г. Алматы.

Развитая логистическая инфраструктура и удобные транспортные развязки, инфраструктурно подготовленные к использованию стоянки и склады, являются отличительной чертой южной столицы – города Алматы. Помимо города Алматы, в тройку лидеров по данному индикатору можно отнести Атыраускую и Павлодарскую области.  Это значит, представителям других областей и городов, в особенности Костайской области есть чему поучиться у вышеназванных регионов.

По мнению респондентов, наиболее активный бизнес сосредоточен в Атырауской, Кызылординской и Павлодарской областях. Эти регионы лидируют по появлению новых предприятий, количеству сделок, объему рынка и покупательской способности. Субъективная оценка, отчасти, подтверждается данными официальной статистики. Так, к примеру, Кызылординская и Атырауская области входят в пятерку лидеров по темпам роста количества действующих субъектов МСП, с баллами 2,22 и 1,74 соответственно.

Предприниматели Костанайской, Атырауской и Кызылординской областей наиболее позитивно оценивают прибыльность бизнеса в своем регионе. Как известно, рост прибыльных предприятий на территории региона качественно определяет уровень налоговых поступлений. Однако, здесь «мягкие» данные не сошлись с «твердыми» данными. Так, по темпу роста объемов налоговых поступлений от субъектов МСП лидируют Туркестанская, Алматинская и Карагандинская области. Если средний темп роста по объему налоговых поступлений составляет 126,4%, то в Туркестанской области - 143,7%, Алматинской - 132,6% и Карагандинской - 127,1%. В то время, как темп роста данного показателя Костанайской, Атырауской и Кызылординской областей ниже среднего значения по стране.

Инвестиционная активность регионов порой внушает большую тревогу, поскольку отмечается нарастание диспропорций и снижение качества управления инвестиционными процессами. Тем не менее, имеются регионы с достаточно высокой инвестиционной активностью государственных и частных инвестиций. По мнению предпринимателей, это – Костанайская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области. Здесь опрос также частично коррелируется со статистикой. Так, Западно-Казахстанская (129,2%) и Павлодарская (126,7%) области входят в тройку лидеров по данному показателю. По темпам роста внешних инвестиций в основной капитал МСП лидирует город Шымкент (139,1% и 4,00 балла).

Вместе с тем, нами проанализирован темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора. В данном показателе мнение предпринимателей Павлодарской области частично совпали со статистикой, то есть регион входит в пятерку лидеров, получив 2,77 балла. Темп роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора в Павлодарской области составил 138,7% при среднем значении по республике 118,3%.

При этом депрессивный настрой по инвестиционной активности наблюдается в Жамбылской области (1,73), 50/50 подтверждается официальной статистикой. Так, если по росту внешних инвестиций в основной капитал МСП занимает пятое место в рейтинге, то по темпу роста внешних инвестиций в основной капитал предприятий несырьевого сектора – 13 место. Данное свидетельствует о недостаточном уровне осведомленности либо о неправильной политике МИО при привлечении и размещении инвестиционных ресурсов.

Законы работают – результаты борьбы с коррупцией дают положительные изменения отмечают предприниматели в большинстве своем Костанайской, Западно-Казахстанской, Кызылординской областях, изменений по борьбе с коррупцией не замечают в Жамбылской области.

Конечно, мы понимаем, что сегодняшнее различия между регионами Казахстана имеет свои исторические, географические, природно-ресурсные и производственно-хозяйственные корни. Необходимо отметить, что региональные различия не должны служить барьером для развития МСП региона и страны, в целом. Наоборот, должны быть использованы как потенциал для диверсификации экономики региона. 

«Отсюда вытекают рекомендации о необходимости адаптации стратегии государственных программ развития к условиям региональной экономики и местных рынков, а также развитию научного и производственного потенциала с учетом региональных особенностей», - подытожил бизнес-омбудсмен.

 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан