СМИ об омбудсмене

14.08.2025

Постановление №72 Конституционного Суда поможет поставить точку в проблеме правовой неопределенности признаков ОПГ

32

Конституционный Суд РК поддержал позицию бизнес-омбудсмена по защите бизнеса от обвинений в ОПГ.

Важным первым шагом на пути к полной победе в деле освобождения предпринимательства от обвинения в организованной преступности стало Нормативное постановление Конституционного Суда от 25 июня 2025 года  № 72-НП (постановление 72).

В основу пункта 5 постановления 72 легла представленная мной правовая позиция с целью устранения в Уголовном Кодексе (УК) размытых формулировок и терминологического разграничения понятий преступной группы, вооружённой преступной группы и организованной преступной группы (ОПГ).

На фоне фундаментальной неопределенности понятия ОПГ в нашем законодательстве указанные нормы права действительно допускают чрезмерно расширительное толкование признаков ОПГ и тем самым фактически приравнивают предпринимателей, совершивших экономические правонарушения, к участникам ОПГ по формальным признакам организационных структур коммерческих предприятий.

Поводом для моей правозащитной позиции стало обращение в Конституционный Суд (КС) предпринимателя Жупказиева М.Д., осужденного на 9 лет за уход от налогов. Он требовал проверить на соответствие Конституции часть 3 статьи 245 по уклонению от налогов в "преступной группе" и статью 262 УК о создании ОПГ, а также пункты 11 и 13 Нормативного постановления Верховного Суда от 21 июня 2001 года №2 (НПВС 2) "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за бандитизм и другие уголовные правонарушения, совершенные в соучастии", касающиеся признаков ОПГ.

КС прямо признал, что установленные статьей 262 УК признаки ОПГ во взаимосвязи с положениями пунктов 11 и 13 НПВС 2 создают риск такой правоприменительной практики, когда руководители и работники коммерческих организаций при отсутствии преступных умысла, мотива и цели могут быть привлечены к уголовной ответственности не только за совершение экономических правонарушений, но и за создание ОПГ, руководство ею или участие в ней.

При этом, КС подтвердил, что в следственной и судебной практике отсутствуют положения, позволяющие четко дифференцировать предпринимательские объединения, допустившие правонарушения в сфере хозяйственной деятельности, и преступные группы, созданные изначально в противоправных целях.

Также КС установил, что предпринимательская деятельность по своей природе сопряжена с экономическими рисками и возможными с ними нарушениями законодательства, что не всегда свидетельствует о наличии преступного умысла.

Приветствуя постановление 72, считаю его лишь первым шагом на пути к полному освобождению экономических правонарушений бизнеса от обвинений в ОПГ, так как оно не могло, с учетом компетенции КС, разрешить во всей глубине проблему фундаментальной размытости определения ОПГ в нашем законодательстве.

Недавно принятая парламентом 6 часть ст.31 УК о том, что участники, менеджмент и иной персонал корпораций не могут быть признаны "преступной группой" только в силу организационно-штатной структуры за исключением случая заведомо преступной цели предприятия, также не разрешает этой проблемы. Обвинение бизнеса в ОПГ здесь ставится в зависимость от преступной цели предприятия вообще, а не от особой преступной цели по созданию ОПГ.

Поэтому КС напрямую рекомендовал правительству усовершенствовать уголовное законодательство с учетом правовых позиций КС, а Верховному Суду - обобщить судебную практику с целью определения четких критериев разграничения официальной деятельности персонала коммерческих организаций и противоправной деятельности ОПГ с учетом субъективных и объективных признаков состава преступления.

В целях полноценной реализации этих рекомендаций КС мной уже направлено письмо в Верховный Суд по актуализации их нормативного постановления о признаках ОПГ и готовится соответствующее письмо в правительство для совершенствования УК в части внесения определения ОПГ как неформального объединения физических лиц, профессионально осуществляющего высокоорганизованную и устойчивую бандитскую  деятельность по извлечению и легализации незаконных доходов от насильственного контроля над преступными, теневыми и иными видами бизнеса.

Теперь благодаря выходу постановления 72 возникла возможность окончательного разрешения проблемы правовой неопределённости уголовного законодательства относительно чётких и довольно общеизвестных признаков ОПГ:

- профессиональный характер бандитской деятельности мафиозного типа с целью укоренения и расширения влияния в отраслях и на территориях (местного, регионального и республиканского уровня);

- нелегальный насильственный контроль над преступными, теневыми и иными видами бизнеса, включая легальные;

- систематическое извлечение незаконного дохода от рэкета и иного силового вымогательства и\или принуждения бизнеса и граждан к преступному сотрудничеству.

Фото: gov.kz

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Источник: https://inbusiness.kz/

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан