СМИ об омбудсмене

12.02.2025

Главная системная проблема в защите прав предпринимателей кроется в случаях произвольного правоприменения и правотворчества

20

Разработанная мной стратегия защиты прав предпринимательства ранжирует восемь системных проблем и требует работы по изменению законодательства. Прежде всего, необходимо урегулировать проблему произвольного правоприменения в административном и судебном процессах, а также произвольного правотворчества в законодательстве. 

Что касается произвольного правоприменения. К примеру, правила Минздрава выводят техническое регулирование санэпидконтроля из-под общих правил техрегулирования тем, что заменяют добровольный отзыв предпринимателями технически несоответствующей продукции от своих покупателей до принудительного ее отзыва. Если какая-то продукция по техническим параметрам не соответствует требованиям, на нее налагают штраф и изымают из оборота. Это оперативная мера госреагирования. Но при этом еще и принуждают к отзыву всей продукции от тех, кому она была ранее уже поставлена.

Такие предписания продавцам по отзыву уже реализованной продукции нарушают права собственности покупателей и их свободу гражданских правоотношений с продавцами. Не говоря уже о том, что на бизнес перекладываются госфункции. Под угрозой этих двух мер оперативного реагирования с административным взысканием по каждой из них за неисполнение, то есть за одно и то же, могут наказать дважды, что противоречит конституционным принципам права. 

Несмотря на успешное развитие административной юстиции, где суды более 60% споров с госорганами решают в пользу предпринимательства, практика неправомерного со стороны госорганов принятия, отмены и даже просто неисполнения решений, документов и договоров остается неизменной. Причиной произвола госорганов является необязательность наступления ответственности виновных должностных лиц, которая предусмотрена по административному и уголовному праву за препятствование ведению бизнеса.

Другая причина в том, что вступившие в силу судебные акты не в пользу госорганов не входят в перечень источников оценки эффективности работы госорганов. Для исправления ситуации надо ввести персональную материальную ответственность должностных лиц перед пострадавшими за заведомо неправомерное действие или бездействие с прямым возмещением им убытков, минуя регресс требований от государства. Кроме того, необходимо включить в оценку эффективности госорганов показатели удовлетворения жалоб предпринимателей как самими госорганами, так и судами. 

Что же касается произвольного правотворчества, то в целях его предупреждения любое регулирование предпринимательства должно проходить анализ регуляторного воздействия (АРВ) прежде чем быть принятым в виде закона.Например, в силу того, что налоговое регулирование шире регулирования предпринимательства, Налоговый кодекс был кем-то из депутатов законодательно выведен из-под АРВ. Но создание таких правовых анклавов разрушает нашу правовую систему. В части регулирования предпринимательства Налоговый кодекс, каким-бы ни был широким, должен проходить АРВ. 

Это убережет нас от политически нецелесообразных мер регулирования в экономике. Любая шоковая терапия может быть оправдана лишь реализацией Указа Президента о либерализации экономики с ее демонополизацией и последующим освобождением цен, а не с раздуванием по старой экономической модели социальных и иных госрасходов, в том числе по поддержке предпринимательства субсидиями, дотациями, а также скрытыми налоговыми льготами и преференциями по НДПИ в добывающих отраслях.

К сожалению, сегодня налицо тенденция госорганов законодательно выходить не только из-под регулирования Предпринимательского кодекса, но также из-под Административного процедурно-процессуального кодекса. 

Предприниматели уже столкнулись с негативными последствиями законодательных «ограничений» в виде отсутствия возможности оспорить решения Агентства по защите и развитию конкуренции в рамках административной юстиции и «попадания» сразу под ответственность по Кодексу об административных правонарушениях. Отмечу, что на сегодня нами достигнуто понимание с АЗРК, как вернуть их расследования под влияние административной юстиции путем обязательного завершения любой проверки административным актом.

Иначе такая «течь» в правовой системе может стать примером возможности для других госорганов к обходу административной юстиции, которую с таким великим трудом наше государство внедрило. В этом свете естественно, что и налоговое администрирование никак нельзя выводить из-под административного процедурно-процессуального кодекса, как того требуют фискальные госорганы.

Источник: https://kz.kursiv.media/opinions/proizvolnoe-pravoprimenenie/

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан