СМИ об омбудсмене

11.12.2024

В Казахстане есть много необоснованных налоговых льгот и преференций, которые «замаскированы»

19

Льготы, которые необходимо отменить, у нас есть. Первое, о чем бы я хотел сказать, — это скрытые налоговые преференции. Я как бизнес-омбудсмен представляю интересы субъектов предпринимательства. Естественно, мы сами не разрабатываем Налоговый кодекс, а даем только обратную связь на те или иные нормы и участвуем в Общественной палате при Мажилисе по обсуждению проекта этого документа. Считаю, что на сегодня есть много необоснованных налоговых льгот и преференций, которые «замаскированы», скрыты.

В частности, надо рассмотреть ставки налога на добычу полезных ископаемых на предмет их эффективности. Надо разобраться, насколько обосновано всего лишь для одного типа ископаемого наличие девяти градаций НДПИ — от 5% до 18%. Понятно, что они рассчитываются по объемам добычи и другим критериям. Но мы можем уменьшить эти градации. К примеру, не мешало бы разобраться с 38 ставками НДПИ от 0,38% до 7,5% на разные типы твердых полезных ископаемых в горнорудной отрасли, где ставка НДПИ на алюминий почти в 20 раз ниже, чем на золото. Это большая разница. Нужно разбираться с этим вопросом и регулировать.

Пусть бизнес платит налоги, как положено, в равной степени. Я не вижу больших проблем с малым и средним бизнесом в нефтегазовой сфере и уверен, что там очень много крупных предприятий, которые пользуются этими пониженными ставками НДПИ.

Это огромные резервы для выявления необходимых поступлений в бюджет, а для нас сейчас это большая острая проблема. Но давайте их искать не в МСБ, а у крупного бизнеса. При этом я не хочу, чтобы для кого-то повышались налоги, и даже для крупного бизнеса. Я хочу только одного — выявлять и ликвидировать необоснованные налоговые льготы и преференции или доказывать их эффективность.

К примеру, вопросы с роскошью. Это же не просто дорогие автомобили или драгоценности, а когда ты используешь излишнее пространство. Да, на неиспользуемые сельхозугодия налог повышен уже. Но не настолько существенно, чтобы латифундистам беспокоиться об этом. Я считаю, нужно на неиспользуемые пространства не только сельхозугодий, но и на многие остальные и излишние ресурсы, которые не используются в экономике, накладывать более повышенные ставки за неиспользование. Нужно облагать неэффективность, бездеятельность, неиспользование ресурсов.

Уж если существуют латифундисты и олигархат, которые не пускают свои ресурсы в оборот экономики, так давайте именно это облагать. Но у нас по-прежнему пытаются зарегулировать МСБ и обложить именно предпринимательскую деятельность.
Второе. У нас есть проблемы с несогласованностью действий правительства в плане стимулирования экономического роста. Льготирование, субсидирование и даже кредитование. Государство забирает у банков их работу, субсидирует ставки кредитов для банков.

Это, по сути дела, и есть льготы. Я против того, чтобы банки каким-то образом сравнивались с игорным бизнесом и облагались по такой же ставке.

Но давайте льготы уберем. К примеру, ноты Нацбанка — это довольно странный инструмент. Потому что, по идее, Минфин должен выдавать свои векселя, казначейские облигации, и Нацбанк должен их покупать. И тогда будет нормальный товарооборот.

А что делает Нацбанк, чтобы контролировать инфляцию? Он выпускает свои ноты. Проценты по ним идут в банки. Поэтому банки не кредитуют экономику, поскольку зарабатывают на безрисковом инструменте в виде бумаг Национального банка. БВУ избавляются от необходимости рисковать при кредитовании реального сектора. При этом деньги не приходят в экономику в виде кредитов предприятиям, а просто выводятся из нее и снова создаются инфляционные навесы.

Эта несогласованность между Нацбанком и правительством, конечно же, имеет большой удельный вес в создании тех проблем, которые на сегодня у нас есть.

Источник: https://kz.kursiv.media/opinions/nalogovye-lgoty/

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан