Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Показатель удовлетворяемости жалоб предпринимателей должен входить в оценку эффективности госорганов
27 февраля 2025 года Бизнес-омбудсмен Канат Нуров выступил на круглом столе «Защита прав инвесторов», который прошел на площадке Службы центральных коммуникаций при Президенте РК.
Как он отметил, в ходе его установочной встречи с Главой государства перед ним был поднят вопрос о том, «почему несмотря на успешное развитие административной юстиции, где суды более 60% споров с госорганами решают в пользу предпринимательства, неизменной остается практика неправомерного со стороны госорганов принятия, отмены и даже просто неисполнения решений, документов и договоров?».
Самоочевидной причиной произвольного правоприменения госорганов он назвал «необязательность наступления ответственности виновных должностных лиц, которая предусмотрена по административному и уголовному праву за препятствование ведению бизнеса».
Для исправления данной ситуации он предложил «ввести персональную, желательно автоматическую, материальную ответственность этих должностных лиц лично перед пострадавшими за заведомо неправомерное действие или бездействие с прямым возмещением пострадавшим убытков, минуя регресс требований от государства».
Также он предложил включить в оценку эффективности госорганов показатели удовлетворяемости жалоб предпринимателей как самими госорганами вышестоящих уровней, так и судами.
В качестве примера он привел правила Минздрава, которые выводят техническое регулирование санэпидконтроля из-под общих правил техрегулирования тем, что расширяют добровольный отзыв предпринимателями технически несоответствующей продукции от своих покупателей до принудительного ее отзыва.
Как он разъяснил, «мера оперативного реагирования государства по изъятию и отзыву продукции с реализации, которая предусмотрена Кодексом о здоровье, расширяется, по сути дела, до отзыва уже реализованной продукции, что на самом деле нарушает права собственности покупателей и их свободу гражданских правоотношений с продавцами».
Бизнес-омбудсмен считает, что здесь есть юридические проблемы:
- Нельзя по предписанию продавцу обязывать покупателя возвращать продукцию.
Потому что нельзя путать отзыв с реализации у продавца с отзывом реализованной уже продукции.
Я считаю, что Правила Минздрава неправомерно расширили Кодекс о здоровье.