Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Бизнес снова под прицелом проверок
Предприниматели Казахстана столкнулись с новым всплеском проверок. Этот вопрос был рассмотрен на очередном заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП РК «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова.
Мораторий на проведение проверок малого и микробизнеса, действовавший в Казахстане с 1 января 2020 года, закончился в декабре 2023 года. Введение моратория не сократило поступление налогов и платежей в бюджет, что свидетельствует о фискальной дисциплине предпринимателей.
По данным Министерства финансов, при снижении количества налоговых проверок на 16% по сравнению с 2022 годом, взыскание налогов увеличилось вдвое. В период действия моратория с 2020 по 2024 годы количество налоговых проверок бизнеса сократилось в 2,5 раза: их число снизилось с 120 тысяч в 2018 году (наивысший показатель до введения моратория на проверки МСБ) до 45–50 тысяч в 2023 году.
Анализ, проведённый экспертной группой, показал, что опасения скептиков относительно ухудшения дисциплины предпринимателей и осложнения ситуации в области безопасности и здоровья населения не подтвердились.
Однако после отмены моратория, за январь-март 2024 года, число проверок субъектов частного предпринимательства государственными органами выросло почти вдвое. Больше всего проверок проводилось в городах Алматы и Астана, а также в Туркестанской, Костанайской, Алматинской и Карагандинской областях. Почти 93% проверок субъектов частного предпринимательства носили внеплановый характер.
По данному вопросу свое мнение высказал и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Канат Нуров. Он выразил поддержку проекту решения Совета, отметив его грамотность и своевременность. Однако он выделил два важных аспекта, которые требуют дальнейшего обсуждения.
Первый аспект касается соответствия действий уполномоченных органов действующему законодательству по регулированию предпринимательской деятельности. Нуров подчеркнул важность системы РЧЛ и отметил, что нарушения в этой сфере являются административным произволом.
Он подчеркнул необходимость введения персональной ответственности должностных лиц за нарушение законодательства. «Должна быть цена вопроса за нарушение законодательства», - отметил он, предложив материальную ответственность для должностных лиц, чтобы ущерб предпринимателям возмещался не государством, а непосредственно виновными лицами.
Второй аспект касается влияния моратория на поступление налогов в бюджет. Нуров отметил, что срок действия моратория закончился, и важно определить, насколько эта мера была полезной для экономики.
«На самом деле не было отмены моратория Указом Президента. Закончился срок действия по введению моратория», - пояснил Нуров. Он предложил пересмотреть сам подход к регулированию, возможно, сделать такие либерализационные меры постоянными.
Бизнес-омбудсмен также указал на важность достоверности представленной статистики и её значение для принятия решений. Он подчеркнул необходимость дальнейшего анализа и уточнения статистических данных, чтобы определить экономическую целесообразность постоянного введения моратория.
«Поступление налогов в бюджет критически важно, и надо его выделять в отдельную статистику», - заключил Нуров.
Канат Нуров подчеркнул, что отмена моратория на проверки бизнеса требует внимательного подхода и анализа. Введение персональной ответственности за нарушение законодательства и пересмотр подхода к либерализационным мерам могут способствовать улучшению бизнес-среды в Казахстане.