Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Необходим пересмотр непринятия бизнесом на налоговые вычеты расходов по субъектам СНР на «упрощенке» - Бизнес-омбудсмен
9 октября 2025 года Бизнес-омбудсмен Казахстана направил обращение Заместителю Премьер-министра – министру национальной экономики РК, отметив, что достигнутое взаимопонимание предпринимательского сообщества с ним позволило урегулировать почти все стратегически важные вопросы налогового администрирования.
Под автоматизированный контроль электронных счетов-фактур (ЭСФ) через систему «Е-Тамга» теперь подпадает только одна категория субъектов — те, кто отзывал ЭСФ из-за неподтверждённого объёма поставок. В связи с чем, к минимуму будет сведена практика признания недействительными как сделок (без административной проверки фактов поставок), так и предприятий (без прохождения ликвидационного гражданского процесса). В настоящее время идет завершающий этап — внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Кроме того, исключена норма о ретроспективном перерасчёте задним числом индивидуального подоходного налога по социальным вычетам.
В тоже время, Бизнес-омбудсмен обращает внимание на сохраняющуюся проблему непринятия крупным бизнесом на налоговые вычеты расходов по операциям с субъектами микро- и малого бизнеса (ММБ), применяющими специальный налоговый режим (СНР).
Для юридических лиц, применяющих общий установленный режим налогообложения (ОУР), сотрудничество с субъектами ММБ на СНР становится экономически невыгодным. Расходы на приобретение товаров (продукции, работ или услуг) у таких контрагентов не подлежат вычету при исчислении корпоративного подоходного налога (КПН).
В результате субъекты малого бизнеса на СНР сталкиваются с трудностями при поиске партнёров среди среднего и крупного бизнеса либо вынуждены переходить на ОУР, что для них является обременительным.
«Такой подход ведёт к разрыву экономических связей и фрагментации деловой среды, фактически разделяя экономику на 2 изолированных сегмента: малый бизнес, ограниченный в выборе партнёров, и крупный бизнес, ориентирующийся на налоговую оптимизацию. Это может привести к снижению деловой активности, сокращению числа малых предприятий, ослаблению конкуренции и угнетению отдельных отраслей», - считает Канат Нуров.
Введение таких ограничений без системных мер поддержки малого бизнеса может привести к оттоку предпринимателей в теневой сектор.
Но самое важное, данная норма нарушает правовые принципы, создавая дискриминацию микро- и малого бизнеса в пользу более крупных компаний. Фактические расходы по операциям с контрагентами на СНР остаются реальными хозяйственными расходами, которые должны подлежать вычету вне зависимости от применяемого контрагентом налогового режима.
Тем более, что запрет на отнесение к вычетам расходов по сделкам с контрагентами на упрощённом режиме фактически приводит к двойному налогообложению одной и той же сделки. Предприниматель на СНР уплачивает этот налог в составе 4% от оборота, а покупатель, работающий на ОУР, не имея права на вычет, повторно уплачивает налог с этой же суммы.
С учётом представленных аргументов, Бизнес-омбудсмен предлагает изменить данную норму либо предусмотреть переходный период для её введения, чтобы дать субъектам микро- и малого бизнеса возможность адаптироваться к изменившимся условиям.
В противном случае, считает он, «придется более пристально рассматривать запретительный список ОКЭД для СНР на основе упрощённой декларации, так как расширение ограничительных и сужение разрешительных списков создают административные барьеры и риски коррупционных проявлений».
Чрезмерное расширение «запретительного» списка окажет сдерживающее воздействие на развитие предпринимательства.
Бизнес-омбудсмен поддержал предпринимательское сообщество в лице НПП сохранить запрет на применение СНР только в отношении ограниченного перечня рисковых видов деятельности.
Ссылка на письмо:
https://ombudsmanbiz.kz/details/ndownload.php?fn=114&lang=rus