Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Какие проблемы будет решать бизнес-омбудсмен?
Разработана Стратегия по защите предпринимательства
В ходе заседания Рабочей группы по обеспечению соблюдения прав человека в предпринимательской деятельности с учетом руководящих принципов ООН Заведующий Секретариата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Сафарауль Йылмаз представил Стратегию бизнес-омбудсмена по защите предпринимательства.
Миссия Уполномоченного по защите прав предпринимателей (УЗПП) - защищать в государственных органах законные интересы предпринимателей и всего предпринимательского сообщества после исчерпания всех иных правовых возможностей. Для выполнения которой единственно конструктивной остается роль УЗПП как эффективного моста медиации между предпринимательством и государством.
В настоящий момент, на фоне всё ещё чрезмерно централизованной и социально ориентированной модели управления экономикой, включающей перманентную борьбу с коррупцией и возврат незаконно выведенных активов, в предпринимательской среде стали наблюдаться иждивенческие настроения. Предпринимательство требует государственных и квазигосударственных заказов, тендеров, а также дотаций, субсидий и иной поддержки государства.
Между тем, как следует из Стратегии, в этом кроются серьезные угрозы для перехода на новую экономическую политику (НЭП) и потому нельзя допускать деградации материально-технического и морального состояния предпринимателей, их частной инициативы, капиталов и организационных способностей. Без предпринимательства, представляющего собой краеугольный остов рыночной экономики, перейти на НЭП будет невозможно.
Поэтому надо перейти от доминирования в экономике государственной, квазигосударственной и иной политической монополии к расширенному (инклюзивному) порядку рыночного взаимодействия на основе частной собственности и свободной конкуренции, нужно просто освободить частный бизнес от необоснованных административных барьеров и правоприменительного произвола, а также от неравной конкуренции с государственным и квазигосударственным секторами».
Тогда, по-мнению бизнес-омбудсмена, доля частного бизнеса в ВВП сможет гарантированно и беспрепятственно расти, без какого-либо ущерба для государственной и иной публичной собственности.
В связи с чем, операционные мероприятия УЗПП в ближайшие несколько лет будут направлены на решение следующих актуальных проблем.
Первое. Прежде всего, необходимо урегулировать произвольное правоприменение в административном и судебном процессах, а также произвольное правотворчество в законодательном процессе.
Так, несмотря на успешное развитие административной юстиции, где суды более 60% дел решают в пользу предпринимательства, а не госорганов, практика произвольного правоприменения по отмене или неисполнению ранее состоявшихся решений, документов и договоров остается неизменной.
Второе. Следует перейти в стимулировании национального бизнеса от импортозамещения к экспортоориентированности.
Помимо того, что данная мера не исключает замещения импорта, она также делает это замещение на качественно более высокой основе и не ограничивает при этом добросовестную конкуренцию.
Третье. Прекратить практику установления предельных, льготных и иных социально ориентированных цен, заменив ее адресным вспомоществованием социально уязвимым слоям населения со стороны предприятий, извлекающих прибыль от торговли на внутреннем рынке по внешнеторговым и иным рыночным ценам.
Помимо этого, запретить во всех рыночных отраслях экономики политические монополии и иные неестественные преференции, льготы и/или запреты, связанные с правом торговать. Торговать имеют право все.
Четвертое. Обозначена проблема привлечения к ответственности предпринимателей, вынуждаемых к даче взяток должностными лицами государственных органов, квазигосударственных и иных публичных организаций, в процессе борьбы с коррупцией.
Для чего предложен ряд мер: безусловно освобождать предпринимателей от уголовной ответственности за вынужденную дачу взяток и гарантировать им возврат вытребованных с них средств. Также предложено провести децентрализацию управления по уровням и сферам, чтобы приблизить центры принятия решений (в части закупок, например) к местам операций и задействовать через бюджетное мотивирование личные интересы на местах в общих государственных и корпоративных целях.
Пятое. Исключить непрозрачность в корпоративном управлении путем четкого разделения функций владения и распоряжения на предприятиях и создания прозрачной системы внутреннего контроля, с назначением и увольнением независимых директоров только миноритариями.
Шестое. Отменить регулирование рентабельности (норму прибыли) естественных монополий, ведущее в итоге к повышению тарифов (без модернизации их активов) для национального бизнеса, в обмен на жесткую фиксацию тарифов, а также перестать препятствовать укрупнению отечественных предприятий и иному развитию олигополий на рынках открытой конкуренции с крупными предприятиями стран ЕАЭС.
Седьмое. Запретить государственному и квазигосударственному секторам конкурировать с частным бизнесом в отраслях с открытой рыночной средой.
Восьмое. Скорректировать через СМИ неадекватное социально-психологическое восприятие торговли и финансов и всего предпринимательства как «паразитических» явлений «непроизводительного» посредничества. Для этого проводить массовые разъяснения значения торговли, лежащей в основе коммерции, финансов и производства, и роли посредников, участвующих в рыночном взаимодействии по увеличению производственной мощности товаропроизводителей. И, таким образом, снизить уровень популистских и иждивенческих настроений населения в отношении предпринимательства и государства, предотвратить депрессивные для экономики меры государственной поддержки и регулирования.