Новости

24.10.2024

Какие проблемы будет решать бизнес-омбудсмен?

752

Разработана Стратегия по защите предпринимательства

В ходе заседания Рабочей группы по обеспечению соблюдения прав человека в предпринимательской деятельности с учетом руководящих принципов ООН Заведующий Секретариата Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Сафарауль Йылмаз представил Стратегию бизнес-омбудсмена по защите предпринимательства.

Миссия Уполномоченного по защите прав предпринимателей (УЗПП) - защищать в государственных органах законные интересы предпринимателей и всего предпринимательского сообщества после исчерпания всех иных правовых возможностей. Для выполнения которой единственно конструктивной остается роль УЗПП как эффективного моста медиации между предпринимательством и государством.

В настоящий момент, на фоне всё ещё чрезмерно централизованной и социально ориентированной модели управления экономикой, включающей перманентную борьбу с коррупцией и возврат незаконно выведенных активов, в предпринимательской среде стали наблюдаться иждивенческие настроения. Предпринимательство требует государственных и квазигосударственных заказов, тендеров, а также дотаций, субсидий и иной поддержки государства.

Между тем, как следует из Стратегии, в этом кроются серьезные угрозы для перехода на новую экономическую политику (НЭП) и потому нельзя допускать деградации материально-технического и морального состояния предпринимателей, их частной инициативы, капиталов и организационных способностей. Без предпринимательства, представляющего собой краеугольный остов рыночной экономики, перейти на НЭП будет невозможно.

Поэтому надо перейти от доминирования в экономике государственной, квазигосударственной и иной политической монополии к расширенному (инклюзивному) порядку рыночного взаимодействия на основе частной собственности и свободной конкуренции, нужно просто освободить частный бизнес от необоснованных административных барьеров и правоприменительного произвола, а также от неравной конкуренции с государственным и квазигосударственным секторами».

Тогда, по-мнению бизнес-омбудсмена, доля частного бизнеса в ВВП сможет гарантированно и беспрепятственно расти, без какого-либо ущерба для государственной и иной публичной собственности.

В связи с чем, операционные мероприятия УЗПП в ближайшие несколько лет будут направлены на решение следующих актуальных проблем.

Первое. Прежде всего, необходимо урегулировать произвольное правоприменение в административном и судебном процессах, а также произвольное правотворчество в законодательном процессе.

Так, несмотря на успешное развитие административной юстиции, где суды более 60% дел решают в пользу предпринимательства, а не госорганов, практика произвольного правоприменения по отмене или неисполнению ранее состоявшихся решений, документов и договоров остается неизменной.

Второе. Следует перейти в стимулировании национального бизнеса от импортозамещения к экспортоориентированности.

Помимо того, что данная мера не исключает замещения импорта, она также делает это замещение на качественно более высокой основе и не ограничивает при этом добросовестную конкуренцию.

Третье. Прекратить практику установления предельных, льготных и иных социально ориентированных цен, заменив ее адресным вспомоществованием социально уязвимым слоям населения со стороны предприятий, извлекающих прибыль от торговли на внутреннем рынке по внешнеторговым и иным рыночным ценам.

Помимо этого, запретить во всех рыночных отраслях экономики политические монополии и иные неестественные преференции, льготы и/или запреты, связанные с правом торговать. Торговать имеют право все.

Четвертое. Обозначена проблема привлечения к ответственности предпринимателей, вынуждаемых к даче взяток должностными лицами государственных органов, квазигосударственных и иных публичных организаций, в процессе борьбы с коррупцией.

Для чего предложен ряд мер: безусловно освобождать предпринимателей от уголовной ответственности за вынужденную дачу взяток и гарантировать им возврат вытребованных с них средств. Также предложено провести децентрализацию управления по уровням и сферам, чтобы приблизить центры принятия решений (в части закупок, например) к местам операций и задействовать через бюджетное мотивирование личные интересы на местах в общих государственных и корпоративных целях.

Пятое. Исключить непрозрачность в корпоративном управлении путем четкого разделения функций владения и распоряжения на предприятиях и создания прозрачной системы внутреннего контроля, с назначением и увольнением независимых директоров только миноритариями.

Шестое. Отменить регулирование рентабельности (норму прибыли) естественных монополий, ведущее в итоге к повышению тарифов (без модернизации их активов) для национального бизнеса, в обмен на жесткую фиксацию тарифов, а также перестать препятствовать укрупнению отечественных предприятий и иному развитию олигополий на рынках открытой конкуренции с крупными предприятиями стран ЕАЭС.

Седьмое. Запретить государственному и квазигосударственному секторам конкурировать с частным бизнесом в отраслях с открытой рыночной средой.

Восьмое. Скорректировать через СМИ неадекватное социально-психологическое восприятие торговли и финансов и всего предпринимательства как «паразитических» явлений «непроизводительного» посредничества. Для этого проводить массовые разъяснения значения торговли, лежащей в основе коммерции, финансов и производства, и роли посредников, участвующих в рыночном взаимодействии по увеличению производственной мощности товаропроизводителей. И, таким образом, снизить уровень популистских и иждивенческих настроений населения в отношении предпринимательства и государства, предотвратить депрессивные для экономики меры государственной поддержки и регулирования.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан