Новости

31.03.2023

МСБ: количество – в качество

В политике развития МСБ необходимо сделать акцент на новом качестве и структуре бизнеса со ставкой на среднее предпринимательство.

На первом пленарном заседании Мажилиса Парламента восьмого созыва Глава государства Касым-Жомарт Токаев еще раз напомнил, что движущей силой экономики и рынка труда должно стать малое и среднее предпринимательство.

Он также отметил, что об этом много говорилось, однако значимых сдвигов в данном направлении так и не произошло. Поэтому следует поменять акценты в экономической политике.

Согласно данным Бюро национальной статистики Агентства РК по стратегическому планированию и реформам, по состоянию на 1 февраля 2023 года число зарегистрированных в стране субъектов малого и среднего предпринимательства составило 2 068 393 единицы. Из них действующих – 1 870 335. Основную часть работающего бизнеса составляют представители малых предприятий, ИП и микробизнеса – 1 815 840 субъектов. В то время как доля средних предприятий – лишь 2 924, а крупных – всего 1 204.

– Хочу отметить, что государственная поддержка и механизмы стимулирования в основном заточены под малый бизнес. Мораторий на проверки действует только в отношении субъектов малого и микропредпринимательства. Освобождение от налогов на доходы также распространялось на малый бизнес. Как только предприятие подрастает, сразу же лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Поэтому им невыгодно расти, – считает Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

Поскольку текущий уровень налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в Казахстане достаточно низок, дальнейшее ее снижение для всех субъектов МСБ едва ли позволит достичь значимого эффекта. Вместе с тем, уверен бизнес-омбудсмен, для компаний в стадии быстрого рос­та целесообразно предусмотреть специальный механизм налогового стимулирования – приростную налоговую льготу, размер которой рассчитывается пропорционально средней величине прироста выручки за несколько лет.

Конечно, количество активных субъектов МСБ значительно вырос­ло за последние 15 лет. По предварительным данным, в 2022 году доля валовой добавленной стои­мости малого и среднего предпринимательства в ВРП составила 35,7% (в 2021 году – 33,5%). Но, к сожалению, этот количественный рост не сопровождается качественными изменениями в отношении влияния МСБ на диверсификацию экономики.

Пора, наконец, обеспокоиться и отсутствием значимого слоя быстрорастущих малых и средних фирм (0,6%). По доле быстрорастущих компаний Казахстан отстает минимум в три-пять раз от развитых стран. Высока доля пассивных фирм (55%), не ведущих ни инвестиционной, ни инновационной деятельности.

Отечественный малый и средний бизнес отличается низкой выживаемостью, он очень «хрупкий». Средний возраст малых и средних фирм – 11,2 и 15,3 года, соответственно, в полтора раза ниже, чем в других постсоветских странах.

Порог для НДС в большей мере способствует дроблению компаний, и новый СНР «Розничный налог» должен будет решить эту проблему.

– Наш бизнес ориентирован на внутренний рынок, интенсивность его экспортной деятельности низка. В малом и среднем бизнесе только около шести процентов прямых и четыре процента косвенных экспортеров. Если Правительство не примет необходимых мер, то предприятий среднего бизнеса может стать еще меньше, – отмечает Рустам Журсунов.

По его словам, в государственной политике развития МСБ необходимо сделать акцент на новое качество и структуру бизнеса со ставкой на среднее предпринимательство, потому что средние компании настроены на рост и поддержание прибыльности, при этом они создают спрос на рабочие места для квалифицированных и высококвалифицированных сотрудников.

– Нашей главной задачей должно быть создание условий для перехода микро- и малого бизнеса в разряд средних предприятий, которые могут выходить на экспорт, внедрять инновации и цифровые технологии, – уверен омбудсмен.

При оказании государственной поддержки и механизмов стимулирования Правительству следует определить отраслевые приоритеты с учетом потенциала роста, внутреннего и внешнего спроса. Эти отраслевые приоритеты должны быть закреплены при реализации финансовых мер поддержки в рамках госпрограмм.

Прямая финансовая поддержка должна предоставляться исключительно конкурентоспособным предпринимателям, имеющим потенциал роста и развития. Это и есть «новая волна» предпринимателей, способных взять на себя ответственность за экономический прогресс Казахстана.

Важно, чтобы господдержка МСБ оказывалась в обмен на встречные обязательства по развитию: это рост выручки, занятости, новые разработки, цифровизация, выход на новые рынки и прочее. А критерии отбора компаний, претендующих на получение прямой господдержки, должны быть разработаны с учетом мнения бизнеса, чтобы обеспечить равный и справедливый доступ к ней.

МАРИНА ДЕМЧЕНКО

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан