Новости

02.08.2022

Правительство поддержало инициативу в поддержку бизнеса

888

Об этом сообщает atameken.kz.

В Казахстане намерены продлить мораторий на проверки малого бизнеса и микропредпринимательства до 1 января 2024 года. Проект документа был размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 11 августа 2022 года. Инициатор указа — Министерство национальной экономики РК.

Напомним, согласно поручения Президента Республики Казахстан, данного 19 мая 2022 года по итогам встречи с представителями отечественного бизнеса было поручено проработать вопрос продления моратория на проверки субъектов микро- и малого предпринимательства.

Ранее Нацпалата обращалась к правительству с рекомендацией о рассмотрении возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года. Также в министерство финансов РК официально направлялись возражения по исключениям, однако они не были учтены.

«Введенный три года назад президентом мораторий на проверки бизнеса позволил предпринимателям сократить потери от пандемии и от ряда других социально-экономических проблем. Мы рады, что предложение НПП по продлению моратория поддержали. Однако продление моратория в указанной редакции носит формальный характер, поскольку, указанные в исключении виды контроля создают основную нагрузку на малый бизнес» - отмечает заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ербол Устемиров.

По словам спикера, включение дополнительных исключений приведет к значительному увеличению проверок малого бизнеса, что в свою очередь дискредитирует поручение Главы государства о введении моратория на проверки. Априори мораторий не должен содержать исключения, так как бизнес не почувствует моратория и послаблений контроля.

Согласно вносимых изменений, центральным исполнительным и местным государственным органам разрешается осуществлять контроль и надзор по 14 видам исключений, в числе которых внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан,  расследования и профилактический контроль в виде контрольного закупа и ряд других.

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры количество зарегистрированных актов о назначении проверок в отношении субъектов малого и микропредпринимательства преобладает над количеством других видов проверок.  Например, до введения моратория в 2019 году внеплановые проверки объектов малого и микропредпринимательства составляли 54% (50732) от всех проверок. В период моратория в 2020 году внеплановые проверки объектов малого и микропредпринимательства 9248 или 99%, а в 2021 году составлял 91% (9171)  от всех проверок.

Для справки.

  1. Внеплановые проверки:

по обращениям физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства РК при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств;

по поручениям органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;

по обращениям госорганов по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также нарушений требований законодательства РК, неустранение которых влечёт причинение вреда жизни и здоровью человека;

повторные проверки, связанные с обращением субъекта контроля и надзора о несогласии с первоначальной проверкой (неправомерность применения мер оперативного реагирования);

по поручениям органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК;

по обращениям налогоплательщика, сведениям и вопросам, определённым Налоговым кодексом.

  1. Расследования и профилактический контроль в виде контрольной закупки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и законодательством РК.
  2. Проверки, связанные с проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан на постах транспортного контроля на предмет соблюдения требований безопасности на транспорте.
  3. Проверки, связанные с осуществлением государственного контроля и надзора по ветеринарии и карантину растений на торговых рынках, реализующих живых животных, продукцию и сырье животного и (или) растительного происхождения, в организациях, осуществляющих производство, заготовку (убой животных), хранение, переработку продуктов и сырья животного и (или) растительного происхождения в едином технологическом цикле.
  4. Проверки, связанные с контролем и надзором мероприятий в карантинных зонах и неблагополучных пунктах, очагах по особо опасным болезням животных, очагах распространения карантинных объектов, особо опасных вредных организмов.
  5. Проверки, связанные по соблюдению требований бюджетного законодательства РК и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы планирования и исполнения республиканского и местного бюджетов, проводимых в соответствии с законодательством РК о государственном аудите и финансовом контроле.
  6. Проверки, связанные с проведением разрешительного контроля на соответствие заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению в случаях, предусмотренных законом "О разрешениях и уведомлениях", и если законодательством предусмотрен такой контроль.
  7. Проверки, связанные с государственным контролем в сфере таможенного дела.
  8. Проверки, связанные с пересечением государственной границы РК;
  9. Проверки, связанные с проведением контроля и надзора в области карантина растений, санитарно-карантинного, ветеринарного контроля при пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза, и (или) государственной границы РК, и (или) в местах доставки, местах завершения таможенной очистки, определяемых в соответствии с международными договорами, а также проведением контроля и надзора в области карантина растений, ветеринарного контроля на фитосанитарных и ветеринарных контрольных постах.
  10. Проверки, связанные с высшим надзором, осуществляемого прокуратурой.
  11. Проверки, связанные с контролем и надзором в ходе досудебного производства по уголовному делу.
  12. Проверки, связанные с соблюдением требований законодательства РК о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении.
  13. Проверки, связанные с соблюдением требований законодательства РК в области защиты конкуренции в отношении участников государственных закупок, в действиях которых усматриваются признаки картеля.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан