Новости

18.03.2021

В черный список – без суда

Глава государства неоднократно поручал оказать поддержку малому и среднему бизнесу в условиях коронавирусных ограничений, уделить особое внимание обеспечению справедливого доступа к госзакупкам.

В частности, вопросы, касающиеся повышения доступа отечественных товаропроизводителей к госзакупкам, рассматривались на состоявшемся под председательством Президента страны в феврале заседании Высшего совета по реформам. Кроме того, в марте Глава государства на заседании Госкомиссии по обеспечению режима ЧП поручил гос­органам и квазигоскомпаниям не применять штрафные санкции и не включать поставщиков в черные списки, если нарушения договорных обязательств связаны с текущими негативными явлениями в экономике.

Ранее во исполнение поручения Президента был принят специальный порядок госзакупок, который действовал до 31 декабря 2020 года и предусматривал отсрочку применения жестких мер. Кроме того, статью 359 Гражданского кодекса дополнили нормой о чрезвычайном положении как одном из оснований наступления форс-мажора.

Однако наличие справок о нас­туплении форс-мажорных обстоя­тельств, специальный порядок госзакупок, установленный Правительством, и, наконец, прямое поручение Президента не всегда спасают бизнес от ограничительных действий госорганов. Свидетельство тому – продолжающие поступать в офис бизнес-омбудсмена жалобы предпринимателей, столкнувшихся с проблемами при участии в государственных закупках.

К примеру, закон о госзакупках безапелляционно предписывает госоргану, объявившему тот или иной тендер, подать в суд на пос­тавщика, который, допустим, просрочил поставку товара лишь на пару дней. Заказчик обязан через суд взыскать с него неустойку и попытаться включить в черный список (реестр недобросовестных поставщиков) на 2 года.

А если потенциальный пос­тавщик – предприниматель, который только-только выиграл тендер, не подпишет своевременно договор посредством ЭЦП на интернет-портале госзакупок, он будет включен Минфином в черный список автоматически. Согласно закону, такие бизнесмены называются поставщиками, уклонившимися от заключения договора.

Однако бывают случаи, когда совершенно не принимаются в расчет независящие от поставщика обстоятельства: технические неполадки на портале, ошибка или болезнь менеджера компании, плохое качество интернет-соединения, другие уважительные причины.

– Мы проанализировали причины исключения поставщиков из черного списка в судебном порядке за 2020 год и выяснили, что за год в него автоматически были включены 2 223 структуры, которые якобы уклонились от подписания договора. Из них 226, или 10%, через суд добились исключения из реестра, – рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

Анализ этих 226 судебных решений показал: чаще всего поставщик попадал в черный список в момент, когда руководитель структуры находился на лечении, в командировке, не имел возможности воспользоваться средствами связи, чтобы подписать договор. Есть пострадавшие и от технических неполадок как на интернет-портале, так и на стороне компании-поставщика.

По словам бизнес-омбудсмена, суды отказывают в удовлетворении требований заказчиков включить поставщиков в черный список, поскольку действиями последних государству не был нанесен ущерб. Незначительная просрочка качественного товара или небольшой срыв сроков при выполнении работы не должны выступать основанием для включения предпринимателя в реестр на 2 года.

Кроме того, в Мажилисе Парламен­та находится законопроект по вопросам госзакупок, в который депутаты предлагают внести поправку, предусматривающую исключение из реестра в случае уплаты штрафа (компенсации). Размер штрафной санкции будет определен в правилах госзакупок.

По мнению Рустама Журсунова, эта поправка актуальна и может изменить ситуацию в госзакупках в лучшую сторону, однако требует детального обсуждения. В первую очередь это касается установления на законодательном уровне размера штрафа (компенсации), оплата которого позволит в будущем потенциальному поставщику выйти из опального реестра.

– На наш взгляд, определение размера штрафа на подзаконном уровне может нести коррупционные риски. Кроме того, сумма штрафа должна быть посильна для уплаты потенциальным поставщиком, то есть должна быть соразмерна сумме договора закупки или сумме закупки, но с верхним порогом, – считает бизнес-омбудсмен.

Потенциальный поставщик, по его мнению, также должен иметь возможность обжаловать решение о включении его в реестр, несмотря на уплату штрафа. И если попытка обжаловать окажется успешной, он должен иметь право вернуть уплаченный штраф.

Кроме того, омбудсмен предлагает рассмотреть введение уведомительного этапа перед включением в черный список, и это, безусловно, снизит нагрузку на суды. В случае неподписания договора участником госзакупок в первый раз вместо автоматического включения предпринимателя в реестр можно предусмотреть направление ему уведомления о том, что он нарушает закон о государственных закупках.

Предпринимателя следует признавать недобросовестным участником госзакупок только в том случае, если он проигнорирует это уведомление.

Помимо этого, по словам бизнес-омбудсмена, предприниматели стали чаще обращаться с проблемами взыскания через суд крупных размеров неустойки за просрочку поставок из-за пандемии.

Введенные режимом ЧП и карантином ограничения привели к большим заторам на границе. Наряду с этим заводы по производству компьютерной техники и медицинских изделий столкнулись с беспрецедентным спросом на свою продукцию в связи с массовым переходом населения на удаленный режим работы и обу­чения, а также необходимостью повсеместного использования защитных масок, дезинфекционной жидкости, санитайзеров.

– Заводы-изготовители просто перестали справляться с заказами и были вынуждены нарушать сроки поставок своей продукции, что переросло в массовые нарушения договорных обязательств по всей цепочке поставок. Неудивительно, что многие казахстанские предприниматели не сумели вовремя поставить продукцию государственным учреждениям, – сетует Рустам Журсунов.

Сейчас юристы бизнес-омбудсмена ведут несколько судебных дел, пытаясь помочь предпринимателям избежать многомиллионных штрафных санкций за нарушения сроков поставок из-за пандемии. Другой серьезной проблемой стали подходы к формированию квалификационных требований, предъявляемых к потенциальным поставщикам.

– Финансовая устойчивость поставщиков определяется интернет-порталом госзакупок автоматически на основании ряда сведений, в том числе по данным органов госдоходов. Относительно небольшая практика применения этого требования уже вызвала множество вопросов со стороны предпринимателей. Особенно их беспокоит критерий «показатель уплаченных налогов», – говорит Рустам Журсунов.

К примеру, правила госзакупок предусматривают норму, соглас­но которой в случае корректировки налоговой отчетности и последующей уплаты налогов обновление сведений на интернет-портале происходит только после подтверждения органами госдоходов достоверности внесенных изменений. Но на практике не совсем ясно, каким именно образом проверяется эта самая достоверность.

В некоторых случаях показатель уплаченных налогов может не измениться в принципе, что ставит такого потенциального поставщика в неравные условия с конкурентами.

Резиденты специальных экономических зон наделены рядом налоговых льгот, что также уменьшает их показатель уплаченных налогов, а значит, такие поставщики также будут проигрывать своим конкурентам.

– В период пандемии налоговыми мерами охвачены порядка 700 тысяч налогоплательщиков на сумму около 1 триллиона тенге. Это освобождение скажется на уплаченных налогах. У этих предпринимателей показатель финансовой устойчивости будет низким. Соответственно, 3-процентный порог они точно не пройдут. И будет коллапс. Уже сейчас нужно об этом думать, – считает бизнес-омбудсмен.

В связи с этим НПП «Атамекен» были опрошены более 50 тыс. предпринимателей. На основе результатов опроса сформирован дополнительный пакет из 24 мер по 4 направлениям: снижение нагрузки на бизнес, расширение доступа к финансированию, рынкам спроса и качественным человеческим ресурсам.

По словам Рустама Журсунова, дополнительный пакет мер позволит обеспечить восстановительную динамику. Меры прямого действия будут способствовать восстановлению финансово-экономического состояния малого и среднего бизнеса, сохранению занятости населения, увеличению доступа к регулируе­мому сбыту и повышению доли в государственных закупках.

Марина Демченко

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан