Новости

16.06.2020

Нормы проведения тендеров по специальному порядку требуют корректировки

513

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана рассказал о возможных итогах конфликта властей и бизнеса в ВКО

Скандал на востоке страны, вызванный некорректным, по мнению ряда фирм, применением специального порядка при государственных закупках, а также тем, что на протяжении нескольких лет отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска и отдел финансов города проводят почти 100% конкурсов из одного источника, из-за чего бюджет областного центра теряет миллиарды тенге, немного затих. Сейчас идёт расследование комиссии, созданной по инициативе акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА.

Ratel.kz решил поинтересоваться у уполномоченного по защите прав предпринимателей страны, есть ли у возмутившихся сложившемся положением вещей бизнесменов шансы изменить ситуацию. К слову, Рустам ЖУРСУНОВ сам родом из Усть-Каменогорска, и кому, как не ему знать о шансах сторон в этом противостоянии.

- Бизнесмены ВКО, обратились к президенту РК с письмом, в котором просят разобраться в ситуации, возникшей вокруг проведения тендеров в Усть-Каменогорске. По их данным, предпочтения постоянно отдаются лишь двум подрядчикам, а остальных постоянно отклоняют. После этого аким ВКО создал комиссию, которая должна рассудить, имеют ли эти факты своё подтверждение. Но в комиссию вошли не только сотрудники прокуратуры и антикоррупционного ведомства, но и чиновники, которых предприниматели обвинили в нечестной игре. После этого заявители вышли из комиссии, заявив, что она не может быть объективной. Куда могут обратиться несогласные с итогами тендеров и оставшиеся без оплаты за проведённые работы подрядчики вне территории ВКО?

- Начну с того, что отдельные поставщики, ТОО "ДСУ-14" и ТОО "ГРК Топаз", обратились в Палату предпринимателей Восточно-Казахстанской области, им оказывается необходимая консультационно-правовая помощь. По имеющимся сведениям, по обращениям этих компаний 5 июня 2020 года проведено заседание комиссии, созданной распоряжением акима области, на котором на основании заключения Департамента внутреннего государственного аудита по ВКО принято решение о законности проведения закупок, связанных с участием ТОО "ДСУ-14". По устной информации, дальнейшее обжалование заключения невозможно. 10 июня 2020 года на третьем заседании комиссии озвучены итоги проведенного аудита по ТОО "ГРК Топаз", согласно которым действия организатора государственных закупок признаны незаконными.

В целом, практика применения Специального порядка государственных закупок (утвержденного постановлением Правительства РК от 20 марта 2020 года №127) показывает, что имеются определенные расхождения в толковании норм, что приводит к возникновению спорных ситуаций. В частности, это вопросы по применению понятия "административно-территориальная единица", обжалованию решений уполномоченного органа в сфере госзакупок (в лице ДВГА по ВКО). В данном случае полагаем, что разработчик специального порядка в лице Министерства финансов РК должен дать четкие разъяснения по применению норм, либо внести в него соответствующие корректировки. Так, согласно пункту 9-2 специального порядка, на государственные закупки товаров, работ, услуг, приобретаемые в соответствии с настоящим порядком, не распространяются требования статьи 47 Закона РК "О государственных закупках" (за исключением подачи жалобы в рамках электронного государственного аудита в соответствии с законодательством РК о государственном аудите и финансовом контроле). Указанная статья 47 Закона регулирует процедуры обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере госзакупок. В частности, предусмотрены определенные действия уполномоченного органа в сфере госзакупок в различных случаях обжалования – приостановление срока заключения договора, рассмотрение жалобы в рамках электронного госаудита либо камерального контроля и т.д. Также указано, что в случае несогласия с решением уполномоченного органа, потенциальный поставщик вправе обжаловать его в вышестоящем органе и в судебном порядке. Предусмотренный данной статьей досудебный порядок урегулирования споров является обязательным. Из вышеуказанного следует, что данные процедуры не действуют при применении Специального порядка и, соответственно, не будет обжалования в уполномоченном органе и в вышестоящем органе. Полагаем, что такое положение противоречит общепринятой практике, и нормы специального порядка требуют разъяснения либо корректировки. Уполномоченный орган в сфере госзакупок не может самоустраниться от реализации возложенных на него законодательством функций и полномочий, в частности, по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о госзакупках. Кроме того, физические и юридические лица могут обжаловать действия и решения должностных лиц и субъектов вышестоящим органом в рамках законов РК "Об административных процедурах" и "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц".

- Возможно ли создание альтернативной республиканской комиссии для расследования сложившейся ситуации, в которой не будут представлены интересы обвинённых структур?

- Вопросы формирования республиканских комиссий в подобных случаях законодательно не регламентированы. Такая возможность не исключается, в случае принятия соответствующего решения со стороны государственных органов на республиканском уровне, таких как Министерство финансов РК, Агентство РК по противодействию коррупции, Генеральная прокуратура РК и др.

- Может ли бизнес-сообщество страны принять участие в судьбе возмущённых предпринимателей востока?

- В разрешении сложившейся ситуации по проведению тендеров в Усть-Каменогорске принимает участие представитель Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области, директор РПП входит в состав комиссии, созданной по решению акима области. РПП ВКО входит в систему Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана, одной из основных задач которых является представление, обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Кроме того, возможно участие заинтересованных отраслевых ассоциаций (союзов), в которых состоят заявители либо которые могут быть заинтересованы в представлении их интересов.

- Какие республиканские структуры могут вмешаться в возникшую ситуацию и оценить коррупционные риски и справедливость распределения тендеров и отклонения заявок?

- В сфере государственных закупок на республиканском уровне поднимаемые проблемные вопросы могут быть рассмотрены Комитетом внутреннего государственного аудита и Министерством финансов РК. Высший надзор за соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры. В случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения своих полномочий уполномоченными государственными органами, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы, могут быть назначены прокурорские проверки. Оценка коррупционных рисков может быть проведена уполномоченным органом в этой сфере – Агентством РК по противодействию коррупции и его департаментом по ВКО.

- Как быть подрядчикам, начавшим работы по просьбе акимата Усть-Каменогорска за свой счёт и вложившим в проект миллионы тенге, которым не заплатил затем неожиданно появившийся генеральный подрядчик, пришедший в проект, когда больше 80 процентов работ были выполнены?

- В данном случае необходимо всестороннее изучение всех обстоятельств, связанных с реализацией проекта. Без наличия договорных отношений проведение каких-либо работ по тендеру и осуществление оплаты противоречит требованиям законодательства. По гражданско-правовым спорам окончательное решение может быть принято в рамках судебных разбирательств. При наличии признаков преступления (обман, мошенничество, превышение полномочий и т.д.) со стороны должностных лиц полагаем необходимым обратиться в правоохранительные органы (антикоррупционная служба, служба экономических расследований, органы прокуратуры) для определения преступного умысла и вины причастных лиц.

- Имеются ли прецеденты, когда в проблемы между бизнесом и властью на местах вмешивались республиканские структуры?

- Ежегодно Уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана осуществляются выезды в регионы и личные приемы. Анализ обращений, поступивших на личном приеме, показывает, что 90 процентов обращений могут разрешаться на местах. Начиная с 2019 года, бизнес-омбудсмен начал заключать дорожные карты с акимами областей, в которых отражены проблемные вопросы и пути их решения. Так, по итогам региональных встреч заключены Дорожные карты с акиматами Акмолинской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областей.

Проблемные вопросы в дорожные карты внесены самими предпринимателями, из них системные: касательно процедуры и сроков оформления выставления земельных участков на аукцион; инициирование бюджетной заявки на разработку проектной документации на строительство полигонов твердых бытовых отходов и т.д. В качестве примера проблемы между бизнесом и властью на местах можно отметить многочисленные факты нарушений акиматами требований законодательства, выраженных в предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В результате возникла проблема изъятия ранее представленных земельных участков. По инициативе бизнес-омбудсмена созданы рабочие группы с участием представителей региональных палат предпринимателей, акиматов, прокуратуры. По итогам анализа освоения земельных участков проблема была разрешена.

- Можете назвать самый реальный метод защиты своих прав и интересов для МСБ в регионах?

- Методы защиты разнообразны и могут включать подключение вышестоящих уполномоченных органов в лице министерств, правоохранительных органов, а также привлечение общественного внимания через СМИ, вынесение проблемных вопросов на обсуждение общественных советов, в том числе на площадке Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен", Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана.

АНТОН СЕРГИЕНКО

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан