Новости

20.03.2020

Рекомендации предпринимателям в период COVID-19

1097

По мере того как мир продолжает борьбу с COVID-19, многие предприниматели активно реализуют свои программы социальной ответственности, надлежащее ведение бизнеса и организации условия труда для сотрудников.

В период эпидемии COVID-19 предприниматели сталкиваются с различными стратегическими и операционными рисками - задержки в поставках сырья, изменение спроса, увеличения затрат, недостаточное материально-техническое обеспечение, увеличивающиеся сроки доставки, проблемы, связанные с охраной здоровья и безопасностью труда сотрудников, дефицит ресурсов и проблемы с логистикой и расчётами на уровне импорта и экспорта.

Существуют значительные различия между сбоями в работе предприятий, вызванными с природными, антропогенными, технологическими или эксплуатационными сбоями, и теми, которые вызваны с событиями COVID-19. Увеличение масштабов, тяжести и продолжительности эпидемических событий, требует у предпринимателя выхода за рамки традиционных стратегий планирования устойчивости.

Предлагаем рассмотреть следующие предпринимательские меры в период COVID-19 (перечень не является исчерпывающим).

  1. Снижение основных рисков:

Организовывайте все отделы предприятия так, чтобы определить деловые и управленческие процессы, затронутые эпидемией, оценивайте потери и принимайте меры для их минимизации.

Обеспечьте коммуникацию как внутри, так и за пределами компании, помогите сотрудникам, клиентам и другим сторонам понять действия компании, чтобы улучшить их понимание и доверие.

Рассмотрите возможность разработки альтернативных планов, включая корректировку графиков финансовых платежей и составление планов закупок из нескольких источников на основе уровня влияния бизнеса на компанию.

Обеспечьте возможность соблюдения и исполнения обязательств по трудовым и гражданско-правовым договорам (рекомендаций по данному направлению, в т.ч. по вопросу форс-мажора будут представлены отдельно).

       2. Информационная безопасность:

Оцените стабильность существующей инфраструктуры информационных технологий и запустите систему удалённого хранения и резервного копирования информации.

Обновите программные и аппаратные устройства, поддерживающие удаленные офисы, обеспечьте поддержание технических каналов связи.

Создайте удаленную / местную дежурную систему 7 * 24 часа для обеспечения мониторинга в режиме реального времени компьютерных залов, сетей, систем, условий эксплуатации приложений и использования ресурсов.

  1. План управления денежными средствами:
  1. Проведите сценарное планирование, чтобы понять, сколько денег понадобится и на какой срок. Необходимо убедиться, что собственное финансирование остается жизнеспособным.
  2. Переключитесь с отчета о доходах и убытках на балансовый отчет. Из трех элементов оборотного капитала цепочки поставок – «кредиторской задолженности», «дебиторской задолженности» и «запасов» обычно сосредоточиваются на запасах. Чтобы свести к минимуму потребности в оборотном капитале в трудные времена, важно применять скоординированный подход, охватывающий все три области
  3. Пересмотрите свои переменные издержки. Сокращение переменных издержек часто является более быстрым способом немедленно сократить отток денежных средств, чем постоянные издержки. Типичные рычаги снижения переменных издержек - введение запретов на поездки и несущественных ограничений на встречи, замораживание найма и введение ограничений расходов на развлечение и обучение.
  4. Пересмотрите планы капитальных вложений. Подумайте о том, что действительно необходимо в ближайшей перспективе. Какие капитальные вложения можно отложить до улучшения ситуации?
  5. Разумно расширяйте кредиторскую задолженность. Рекомендуем работать со всеми поставщиками, чтобы установить соглашение, при котором выигрывают оба.
  6. Управляйте дебиторской задолженностью, поскольку цепочки поставок подвержены влиянию и управление денежным потоком становится все более важным.
  7. Рассмотрите альтернативные источники дохода. Например, перейдите с международного рынка на внутренние рынки (особенно если ваши запасы скоропортящиеся).
  8. Обращайте внимание на потенциальные возможности для бизнеса и подготовьтесь к восстановлению.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан