Новости

07.10.2019

Внесудебное примирение – способ снизить конфликтность в обществе

84

Фото: informatio.ru

В Верховном суде уверены, пропагандируя альтернативные методы примирения, они могут изменить привычку населения идти в суд по любому поводу.

Верховный суд стремится снизить конфликтность в обществе, развивая альтернативные способы внесудебного примирения. Это делается в рамках программы "Татуласу: сотқа дейін, сотта" (одно их направлений проекта "7 камней правосудия"), передает Zakon.kz.

Основные задачи проекта - широкое информирование населения о примирительных процедурах, создание центров примирения как единой площадки для внесудебного разрешения споров, повышение культуры разрешения споров и правового просвещения; возрождение института биев; развитие примирительных процедур в суде.

По мнению экспертов, казахстанцы редко прибегают к альтернативным методам решения споров просто потому, что не понимают, как работают эти институты и как следствие, не доверяют им. В 2017 только 5,5% дел в судах закончились медиативными соглашениями. Это низкий показатель.

Если вы зададитесь вопросом, с чем можно идти в медиацию? Ответ - обращайтесь по всем вопросам, где есть назревающий спор и даже когда он уже возник. К примеру, когда возник вопрос по долговым обязательствам, содержанию детей, определению их места жительства и порядка общения отдельно проживающего родителя с детьми, раздела имущества, расторжения брака, споры в области здравоохранения, корпоративные, договорные, трудовые споры и так далее. В общем, все дела, где есть возможности использовать примирительные процедуры.

Примирение невозможно в делах, где одна из сторон государство, некоторым тяжким и особо тяжким преступлениям.

За год работы проекта Верховный суд совместно с акиматами и Федерацией профсоюзов открыли 46 центров и более 1 тыс. кабинетов примирения, в которых работают медиаторы, психологи, юристы.

11 июня состоялось открытие Центра примирения в Нур-Султане. И в первый же день там заключено медиативное соглашение, что говорит о востребованности альтернативных способов решения спора.

В Верховном суде уверены, пропагандируя альтернативные методы примирения, они могут изменить привычку населения идти в суд по любому поводу. Кроме того, медиация это возможность прийти к обоюдовыгодному соглашению даже когда дело уже в суде.

В текущем году высший судебный орган совместно с прокуратурой планирует открыть Центры примирения в 8 регионах страны, объединив их с Центрами правоохранительных услуг (в Актюбинской, Атырауской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Мангистауской, Алматинской областях и городе Шымкент). Такие Центры хорошо себя зарекомендовали в Атырауской и Жамбылской областях.

По предложению ВС в плане действий по реализации рекомендаций VIII Гражданского форума страны, в течение 2019-2020 гг. заложена совместная работа с местными исполнительными органами по:

  1. Внедрению постоянного механизма взаимодействия с медиаторами, Советами биев с расширением применения медиации для предупреждения, урегулирования споров (в социальной сфере, здравоохранении, образовании, занятости и так далее).
  2. Созданию Центров примирения при акиматах для оказания людям комплекса бесплатных услуг медиаторов, юристов, психологов по внесудебному урегулированию споров и конфликтов.

Помимо этого, вопросы развития примирительных процедур получат дополнительное законодательное урегулирование после рассмотрения соответствующего законопроекта, депутатами мажилиса (документ уже находится в палате).

Качество правосудия зависит как от субъективных, так и объективных факторов.

Любая система имеет вход, процесс и выход.

Вход – поступающие дела, материалы, а также новые судьи (их профессионализм и честность).

Процесс – это само судопроизводство.

Выход – судебные акты (решения – по гражданским, приговоры – по уголовным, итоговые постановления – по административным делам).

Зададимся вопросом: "Что важнее для людей?".

Им не важен вход и процесс. Их не интересует ни наша аномальная нагрузка, ни наши вакансии. Людям важен только выход – итоговые акты. Поэтому с начала 18-го года взялись за выход – с проекта "Сапалы нәтиже". Ввели новый формат судебных актов. Ввели правило, чтобы судья на понятном языке разъяснял, почему он принял именно такое решение. Ситуация стала меняться, но не так быстро, как мы этого хотели.

Тогда снова задались вопросом: "А почему много брака на выходе?", т.е. в судебных актах.

Как сделать так, чтобы на выходе иметь высокое качество нашего продукта?

Выяснили, что каждый этап (вход, процесс, выход) имели серьезные недостатки.

Две основные проблемы этапа ВХОД:

а) Аномально резкий рост дел и материалов.

За 9 лет их число выросло в 5 раз (с 990 тысяч до 4,5 млн).

За последние 2 года рост пошел стремительней.

В 2017 году в суды поступило 2,6 млн.

В 2018 году - уже 4,5 млн.

В 2019 году по прогнозу - до 8 млн.

Причина: в 2015-2016 годы, не рассчитав ресурсы и возможности, суды перегрузили несвойственными функциями. Такой вал стал бы неподъемным для существующего штата судей и судебной системы.

При этом 70 % дел и материалов, по большому счету, отношения к правосудию не имеет. Нет в них споров и нет необходимости профессионального судебного разбирательства.

На одного судью в Казахстане в 2 раза больше дел и материалов, чем в России, где традиционно отмечают высокую нагрузку.

В этом году могло быть больше – до 3,5 тыс.

Таким образом, нагрузка возрастала.

ВХОД неоправданно большой, процессуальные сроки не менялись, все процедуры оставались громоздкими, штаты не увеличивали, ресурсы прежние - это первая причина.

Вторая проблема:

б) отбирали новых судей, чья компетентность и личные качества вызывали вопросы:

- судьей хотели стать неуспешные юристы;

каждый 4-ый претендент легко становился судьей;

не было прозрачности и четких правил на конкурсах на вышестоящие должности.

При этом штат судей и их соцпакет не менялись. Нагрузка росла постоянно.

Усилился отток опытных кадров.

О проблемах этапа ПРОЦЕСС указывали выше:

бюрократия, громоздкие процедуры;

лишние, не имеющие ценности судебные акты;

неоправданно сжатые сроки;

отсутствие единой практики;

формализм и обвинительный уклон.

Решению этих проблем огромный импульс дало личное участие Елбасы.

На совещании в Акорде 19 ноября 2018 года по модернизации правосудия глава государства поручил:

открыть дорогу в суды лучшим юристам;

снять с судов бесполезную нагрузку;

ввести новые форматы работы судов.

В реализацию этих поручений все законодательные предложения ВС в кратчайшие сроки были проработаны с АП и другими госорганами.

Из 16 проектов законов на сегодня: 6 уже приняты, включая поправки в Конституционный закон о судебной системе и статусе судей.

Еще 7 законопроектов находятся в Мажилисе.

На согласовании с уполномоченными госорганами поправки в УК, УПК и Налоговый кодекс.

Вместе с тем, предстоит сделать еще больше.

На инаугурации Президент страны К.К.Токаев подчеркнул актуальность судебной реформы.

Важным условием справедливого правосудия остается преодоление обвинительного уклона.

За прошлый год судьи оправдали 208 человек. Это почти в 3 раза больше, чем в 2017 году. За 5 месяцев т.г. оправданы еще 137 – почти вдвое больше, чем за тот же период прошлого года (72).

К лишению свободы приговариваются лишь четверть от общего числа осужденных.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Палымбетов Б.А

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан