Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Тезисы Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Нурова К.И. на встрече с представителями крупного отечественного бизнеса
Тезисы
Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана
Нурова К.И. на встрече
Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК Жумангарина С.М.
с представителями крупного отечественного бизнеса
31 января 2025 года,
г. Алматы
Системные проблемы в защите прав предпринимательства
По поручению Главы государства, для улучшения инвестклимата в стране, нами совместно с Правительством и бизнес-сообществом начата работа по выявлению и устранению излишних административных барьеров для бизнеса, а также по трансформации репрессивного характера мер правоохранительных органов в отношении предпринимательства в превентивный.
Для чего мной разработана и согласована с заинтересованными сторонами Стратегия защиты прав предпринимательства. Она ранжирует 8 системных проблем и требует кропотливой работы по изменению законодательства в целях её практической реализации.
1. Прежде всего, необходимо урегулировать проблему произвольного правоприменения в административном и судебном процессах, а также произвольного правотворчества в законодательном процессе.
Несмотря на успешное развитие административной юстиции, где суды более 60% дел решают в пользу предпринимательства, а не госорганов, практика произвольного правоприменения при неправомерном принятии, отмене или неисполнении решений, документов и договоров, остается большей частью неизменной.
Более того, неправомерно используется уголовное преследование предпринимателей по чисто гражданским спорам. Их вполне законное стремление к превышению цены договора над среднерыночными ценами зачастую рассматривается как мошенничество или хищение.
Также случается, что нормы об организованной преступной группе применяются к коммерческим организациям на основании простого совпадения признаков структурной организованности, без наличия изначального преступного умысла.
Согласно данным Генпрокуратуры, по одной только ст. 216 УК РК, связанной с фиктивным выставлением электронных счетов-фактур без фактической поставки товара, за 9 месяцев 2024г. прекращено по реабилитирующим основаниям 329 дел или 74 % от всех преступлений в сфере экономической деятельности.
В таких случаях основной мерой пресечения для предпринимателей необходимо делать залог, а не содержание под стражей.
Самоочевидной причиной произвола госорганов является необязательность наступления ответственности виновных должностных лиц по административному и уголовному праву. Еще одной самоочевидной причиной тому является то, что в настоящее время вступившие в силу судебные акты, в т.ч. по соблюдению административных процедур, не входят в перечень источников оценки эффективности работы госорганов.
Что надо для исправления ситуации?
1) ввести персональную материальную ответственность должностных лиц перед пострадавшими за заведомо неправомерное действие или бездействие с прямым возмещением им убытков, минуя регресс требований от государства;
2) включить в оценку эффективности госорганов показатели удовлетворения жалоб предпринимателей как самими госорганами, так и судами;
3) запретить одностороннее (в пользу лишь госоргана) применение принципов регулирования в администрировании, в т.ч. налоговом и таможенном.
2. Касательно проблемы господдержки национального бизнеса с отечественным содержанием без соблюдения прочих равных условий для всех участников рынка необходимо:
1) ясно установить, что приоритет отечественному товаропроизводителю (ОТП) отдается только при прочих равных условиях соответствия его продукции, работ и услуг иным альтернативам на рынке;
2) признать, что импортозамещающие меры господдержки бизнеса без экспортоориентированности приводят лишь к иждивенчеству предпринимателей и росту цен на внутреннем рынке; перейти в стимулировании национального бизнеса от импортозамещения к экспортоориентированности.
(Экспортоориентированность сделает импортозамещение более качественным и не будет при этом ограничивать добросовестную конкуренцию. Импортозамещение не должно характеризоваться защитой ОТП от конкуренции любой ценой в виде тарифных и нетарифных мер препятствования экспорту и импорту, прямого субсидирования предприятий и льготных кредитов для него, льгот при госзакупе и иных привилегий, в т.ч. налоговых преференций.);
3) перевести субсидирование и иное дотирование ОТП по отраслям с социально обусловленных критериев защиты СУСН на рыночно обусловленные критерии, в т.ч. по соотношению спроса и предложения во избежание перепроизводства;
4) отменить все необоснованные национальной безопасностью запреты, квоты и лицензии на экспорт продукции, работ и услуг ОТП, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности.
3. Касательно проблемы государственной фиксации предельных цен и иных ограничений свободы торговли, приводящих к исчезновению товаров и предприятий, необходимо:
1) прекратить практику установления предельных, льготных и иных социально ориентированных цен для внутреннего рынка при помощи замены её адресным вспомоществованием социально уязвимым слоям населения за счет предприятий, извлекающих прибыль от торговли на внутреннем рынке по внешнеторговым ценам;
2) при сохранении дисбаланса между внутренними и внешними ценами вместо запрета экспортных поставок внедрить их квотирование в пропорциональной зависимости от поставок на внутренний рынок;
3) запретить во всех рыночных отраслях экономики фактические монополии политического характера и иные неестественные преференции и льготы, связанные с правом торговать.
Торговать и инвестировать имеют право все и, прежде всего, малый и средний бизнес.
4. Касательно проблемы коррупции в отношении предпринимательства со стороны госорганов, квазигосударственных и иных публичных организаций, необходимо:
1) в случае инициативного и добровольного сотрудничества с правоохранительными органами безусловно освобождать предпринимателей от уголовной ответственности за вынужденную дачу взяток и гарантировать им возврат вытребованных вымогателями с них средств;
2) провести децентрализацию (деконцентрацию) полномочий по уровням и сферам гос- и квазигосуправления, чтобы приблизить центры принятия решений к местам операций и задействовать через бюджетное мотивирование региональные интересы и личные интересы должностных лиц на местах в общих государственных и корпоративных целях;
3) запретить центральным аппаратам госорганов и квазигосорганизаций осуществлять операции за их местные и иные операционные подразделения, особенно в части закупок, чтобы возродить внутренний контроль центральных аппаратов за операционной деятельностью своих подразделений;
4) расширить официальную монетизацию специальных «сверх-услуг» госсервиса, в т.ч. через квазигосударственные юридические лица публичного права.
5. Касательно проблемы непрозрачности в корпоративном управлении, в целях однозначного отделения распоряжения от владения на предприятиях и налаживания в них прозрачной системы внутреннего контроля необходимо:
- отменить все нормы НПА, нарушающие принцип обособленности имущества юридических лиц, прежде всего, в части ограниченной ответственности предпринимателей как конечных бенефициаров за действия их предприятий в лице менеджмента;
- определить, что исполнительный и высший органы в АО и ТОО также являются органами корпоративного управления, а не только Совет директоров (СД). При этом, однозначно указать СД лишь наблюдательным коллегиальным органом управления;
- зависимых членов СД при этом должны избирать основные владельцы и платить им должны они же сами, а не предприятия. Независимых же членов СД с зарплатой от предприятия должны назначать и увольнять только миноритарные участники.
6. Касательно проблемы антимонопольного регулирования необходимо:
1) в обмен на жесткую фиксацию тарифов отменить регулирование рентабельности (норм прибыли) естественных монополий, ведущее в итоге к повышению тарифов ЖКХ (без модернизации их мощностей), и предоставить им право самим распределять свою прибыль на модернизацию и расширение активов, а также на бонусы персоналу;
2) перестать препятствовать укрупнению отечественных предприятий и иному развитию олигополий на рынках открытой конкуренции с крупными предприятиями ЕАЭС, Китая и других стран, чтобы сосредоточиться только на злоупотреблении ими доминирующим положением и недопущении политических монополий на местных рынках.
7. Касательно проблемы неравной конкуренции частного бизнеса с государственными и квазигосударственными предприятиями, имеющими преимущество в административных и материальных ресурсах государства, необходимо:
- запретить в принципе государственному и квазигосударственному сектору конкурировать с частным бизнесом под предлогом недостаточной конкуренции в отраслях с открытой рыночной средой и вместо чего сосредоточиться только на стратегических инфраструктурных и иных отраслях публично потребляемых благ, в которых частный бизнес не может обеспечить себе возвратность и отдачу на вложенный капитал без партнерства с государством (ГЧП).
8. Касательно проблемы популистского восприятия торговли, финансов и предпринимательства как «паразитических» явлений «непроизводительного» посредничества необходимо:
1) изменить инфополе путем массового разъяснения значения торговли как акта равноправного обмена, лежащего в основе любого производства, коммерции и финансов, а также важной роли посредников, многократно увеличивающих своими оптовыми закупками и поставками производственную мощность непосредственных товаропроизводителей;
2) снизить уровень иждивенческих настроений населения в отношении предпринимательства и государства и тем самым предотвратить депрессивные для экономики меры государственной поддержки и регулирования экономики.