Доклады, выступления

03.02.2025

Тезисы Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Нурова К.И.

43

Тезисы
Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана
Нурова К.И. на встрече
Заместителя Премьер-Министра – Министра национальной экономики РК Жумангарина С.М.
с представителями крупного отечественного бизнеса
31 января 2025 года,
г. Алматы

Системные проблемы в защите прав предпринимательства

По поручению Главы государства, для улучшения инвестклимата в стране, нами совместно с Правительством и бизнес-сообществом начата работа по выявлению и устранению излишних административных барьеров для бизнеса, а также по трансформации репрессивного характера мер правоохранительных органов в отношении предпринимательства в превентивный.

Для чего мной разработана и согласована с заинтересованными сторонами Стратегия защиты прав предпринимательства. Она ранжирует 8 системных проблем и требует кропотливой работы по изменению законодательства в целях её практической реализации.

1. Прежде всего, необходимо урегулировать проблему произвольного правоприменения в административном и судебном процессах, а также произвольного правотворчества в законодательном процессе.

Несмотря на успешное развитие административной юстиции, где суды более 60% дел решают в пользу предпринимательства, а не госорганов, практика произвольного правоприменения при неправомерном принятии, отмене или неисполнении решений, документов и договоров, остается большей частью неизменной.

Более того, неправомерно используется уголовное преследование предпринимателей по чисто гражданским спорам. Их вполне законное стремление к превышению цены договора над среднерыночными ценами зачастую рассматривается как мошенничество или хищение.

Также случается, что нормы об организованной преступной группе применяются к коммерческим организациям на основании простого совпадения признаков структурной организованности, без наличия изначального преступного умысла.

Согласно данным Генпрокуратуры, по одной только ст. 216 УК РК, связанной с фиктивным выставлением электронных счетов-фактур без фактической поставки товара, за 9 месяцев 2024г. прекращено по реабилитирующим основаниям 329 дел или 74 % от всех преступлений в сфере экономической деятельности.

В таких случаях основной мерой пресечения для предпринимателей необходимо делать залог, а не содержание под стражей.

Самоочевидной причиной произвола госорганов является необязательность наступления ответственности виновных должностных лиц по административному и уголовному праву. Еще одной самоочевидной причиной тому является то, что в настоящее время вступившие в силу судебные акты, в т.ч. по соблюдению административных процедур, не входят в перечень источников оценки эффективности работы госорганов.

Что надо для исправления ситуации?

1) ввести персональную материальную ответственность должностных лиц перед пострадавшими за заведомо неправомерное действие или бездействие с прямым возмещением им убытков, минуя регресс требований от государства;

2) включить в оценку эффективности госорганов показатели удовлетворения жалоб предпринимателей как самими госорганами, так и судами;

3) запретить одностороннее (в пользу лишь госоргана) применение принципов регулирования в администрировании, в т.ч. налоговом и таможенном.

2. Касательно проблемы господдержки национального бизнеса с отечественным содержанием без соблюдения прочих равных условий для всех участников рынка необходимо:

1) ясно установить, что приоритет отечественному товаропроизводителю (ОТП) отдается только при прочих равных условиях соответствия его продукции, работ и услуг иным альтернативам на рынке;

2) признать, что импортозамещающие меры господдержки бизнеса без экспортоориентированности приводят лишь к иждивенчеству предпринимателей и росту цен на внутреннем рынке; перейти в стимулировании национального бизнеса от импортозамещения к экспортоориентированности.

(Экспортоориентированность сделает импортозамещение более качественным и не будет при этом ограничивать добросовестную конкуренцию. Импортозамещение не должно характеризоваться защитой ОТП от конкуренции любой ценой в виде тарифных и нетарифных мер препятствования экспорту и импорту, прямого субсидирования предприятий и льготных кредитов для него, льгот при госзакупе и иных привилегий, в т.ч. налоговых преференций.);

3) перевести субсидирование и иное дотирование ОТП по отраслям с социально обусловленных критериев защиты СУСН на рыночно обусловленные критерии, в т.ч. по соотношению спроса и предложения во избежание перепроизводства;

4) отменить все необоснованные национальной безопасностью запреты, квоты и лицензии на экспорт продукции, работ и услуг ОТП, в первую очередь, в обрабатывающей промышленности.

3. Касательно проблемы государственной фиксации предельных цен и иных ограничений свободы торговли, приводящих к исчезновению товаров и предприятий, необходимо:

1) прекратить практику установления предельных, льготных и иных социально ориентированных цен для внутреннего рынка при помощи замены её адресным вспомоществованием социально уязвимым слоям населения за счет предприятий, извлекающих прибыль от торговли на внутреннем рынке по внешнеторговым ценам;

2) при сохранении дисбаланса между внутренними и внешними ценами вместо запрета экспортных поставок внедрить их квотирование в пропорциональной зависимости от поставок на внутренний рынок;

3) запретить во всех рыночных отраслях экономики фактические монополии политического характера и иные неестественные преференции и льготы, связанные с правом торговать.

Торговать и инвестировать имеют право все и, прежде всего, малый и средний бизнес.

4. Касательно проблемы коррупции в отношении предпринимательства со стороны госорганов, квазигосударственных и иных публичных организаций, необходимо:

1) в случае инициативного и добровольного сотрудничества с правоохранительными органами безусловно освобождать предпринимателей от уголовной ответственности за вынужденную дачу взяток и гарантировать им возврат вытребованных вымогателями с них средств;

2) провести децентрализацию (деконцентрацию) полномочий по уровням и сферам гос- и квазигосуправления, чтобы приблизить центры принятия решений к местам операций и задействовать через бюджетное мотивирование региональные интересы и личные интересы должностных лиц на местах в общих государственных и корпоративных целях;

3) запретить центральным аппаратам госорганов и квазигосорганизаций осуществлять операции за их местные и иные операционные подразделения, особенно в части закупок, чтобы возродить внутренний контроль центральных аппаратов за операционной деятельностью своих подразделений;

4) расширить официальную монетизацию специальных «сверх-услуг» госсервиса, в т.ч. через квазигосударственные юридические лица публичного права.

5. Касательно проблемы непрозрачности в корпоративном управлении, в целях однозначного отделения распоряжения от владения на предприятиях и налаживания в них прозрачной системы внутреннего контроля необходимо:

- отменить все нормы НПА, нарушающие принцип обособленности имущества юридических лиц, прежде всего, в части ограниченной ответственности предпринимателей как конечных бенефициаров за действия их предприятий в лице менеджмента;

- определить, что исполнительный и высший органы в АО и ТОО также являются органами корпоративного управления, а не только Совет директоров (СД). При этом, однозначно указать СД лишь наблюдательным коллегиальным органом управления;

- зависимых членов СД при этом должны избирать основные владельцы и платить им должны они же сами, а не предприятия. Независимых же членов СД с зарплатой от предприятия должны назначать и увольнять только миноритарные участники.

6. Касательно проблемы антимонопольного регулирования необходимо:

1) в обмен на жесткую фиксацию тарифов отменить регулирование рентабельности (норм прибыли) естественных монополий, ведущее в итоге к повышению тарифов ЖКХ (без модернизации их мощностей), и предоставить им право самим распределять свою прибыль на модернизацию и расширение активов, а также на бонусы персоналу;

2) перестать препятствовать укрупнению отечественных предприятий и иному развитию олигополий на рынках открытой конкуренции с крупными предприятиями ЕАЭС, Китая и других стран, чтобы сосредоточиться только на злоупотреблении ими доминирующим положением и недопущении политических монополий на местных рынках.

7. Касательно проблемы неравной конкуренции частного бизнеса с государственными и квазигосударственными предприятиями, имеющими преимущество в административных и материальных ресурсах государства, необходимо:

- запретить в принципе государственному и квазигосударственному сектору конкурировать с частным бизнесом под предлогом недостаточной конкуренции в отраслях с открытой рыночной средой и вместо чего сосредоточиться только на стратегических инфраструктурных и иных отраслях публично потребляемых благ, в которых частный бизнес не может обеспечить себе возвратность и отдачу на вложенный капитал без партнерства с государством (ГЧП).

8. Касательно проблемы популистского восприятия торговли, финансов и предпринимательства как «паразитических» явлений «непроизводительного» посредничества необходимо:

1) изменить инфополе путем массового разъяснения значения торговли как акта равноправного обмена, лежащего в основе любого производства, коммерции и финансов, а также важной роли посредников, многократно увеличивающих своими оптовыми закупками и поставками производственную мощность непосредственных товаропроизводителей;

2) снизить уровень иждивенческих настроений населения в отношении предпринимательства и государства и тем самым предотвратить депрессивные для экономики меры государственной поддержки и регулирования экономики.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан