Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Премьер-министру РК о ставке дополнительного акциза на нефтепродукты (19.11.2025)
Премьер-министру
Республики Казахстан
Бектенову О.А.
Касательно ставки дополнительного акциза на нефтепродукты
Уважаемый Олжас Абаевич!
Настоящим выражаю Вам признательность за конструктивное сотрудничество и поддержку предпринимательского сообщества в улучшении условий ведения предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. В связи с этим хотел бы обратить Ваше внимание на следующий вопрос.
Ко мне обратился Президент Объединения юридических лиц “Ассоциация организаций PetroMining” Боранбеков С.М. Ассоциация представляет интересы свыше 40 независимых нефтедобывающих организаций – недропользователей (далее – НДО) и озабочена возможностью неправомерного и несоразмерного увеличения ставок акцизов на нефтепродукты.
В обращении указывается, что меры, предусмотренные в рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан от 8 мая 2024 года № 542 “О мерах по либерализации экономики”, по отмене государственного регулирования цен на бензин и дизельное топливо являются важным шагом по созданию конкурентной модели рынка и повышению эффективности нефтедобывающего сектора.
Вместе с тем, в соответствии с Протоколом Энергетического совета от 18 ноября 2024 года рассматриваются подходы по изъятию прироста маржинальности, возникшего вследствие либерализации цен, в том числе через увеличение ставок акцизов на оптовую реализацию топлива.
Согласно представленным расчетам Ассоциации, введение дополнительных ставок акцизов на уровне 50% в совокупности планируемое с нормами нового Налогового кодекса приведет к увеличению налоговой нагрузки на отрасль с текущих 58% до 65% от выручки. При этом фактическое изъятие дополнительной прибыли может составить до 79%, что формирует риски снижения рентабельности деятельности нефтедобывающих организаций, сокращения инвестиционных программ, геологоразведочных работ и негативно повлияет на сохранение рабочих мест.
В качестве альтернативы Ассоциация предлагает установить размер дополнительного акциза на уровне 25%. При этом совокупная налоговая нагрузка составит около 58,5%, что соответствует ранее действующим параметрам и позволяет обеспечить баланс интересов государства и бизнеса при сохранении устойчивости отрасли.
Дополнительно обращаем внимание на проектируемые изменения в типовые контракты на недропользование, предполагающие обязательное направление части дополнительного дохода на развитие месторождений, социальную инфраструктуру регионов и геологоразведку. В случае одновременного применения повышенных акцизов и изъятий по контрактам совокупное изъятие доходов может превысить 100% прироста доходов недропользователей, что полностью нивелирует положительный эффект от либерализации ценообразования.
Учитывая изложенное, а также в связи с поручениями Главы Государства, озвученными в Послании “Справедливый Казахстан”, в части обеспечения стабильности налогового режима, защиты инвестиционной активности и недопущения снижения прямых инвестиций в экономику, прошу рассмотреть возможность поддержки позиции НДО и целесообразность установления ставки дополнительного акциза на нефтепродукты на уровне не более 25%.
Как Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана, я убежден, что соблюдение законных интересов бизнеса соответствует интересам государства и будет способствовать поддержанию устойчивого развития нефтедобывающей отрасли, обеспечению конкурентной среды и выполнению социальных обязательств недропользователей.
С Уважением,
К. Нуров





