Доклады, выступления

24.10.2024

Выступление Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Каната Нурова на X Евразийском Антимонопольном форуме

30

г. Астана, 23 октября 2024 года

Добрый день, уважаемые коллеги, участники X Евразийского Антимонопольного форума!

Прежде всего, я хотел начать с понимания положения УЗПП. Несмотря на то, что по Закону деятельность бизнес-омбудсмена обеспечивается НПП, это отдельный институт.

Я, как омбудсмен, должен быть эффективным медиационным мостом между государственными органами и предпринимательством.

Антимонопольная политика, антимонопольное законодательство - это очень важные темы, которые необходимо не только обсуждать, но анализировать и разрабатывать. Поэтому я, как бизнес-омбудсмен, должен поддерживать во всех смыслах как сегодняшний Форум, так и любые площадки на данную тему, какими бы они ни были.

Несмотря на то, что НПП тоже собирается проводить в будущем  большой форум на данную тему, но уже с широким представительством регуляторов и экспертного сообщества, публикация результатов сегодняшнего Форума, если не будет отредактирована под организаторов, может быть использована для всех дальнейших think tank-ов и обсуждения этой важной темы.

Тема важная и, мне показалось, хотя я еще пока не глубоко погрузился в неё, очень сложная.

Что есть антимонопольная политика? Что есть антимонополизация?

Есть огромное количество специфических черт в той или иной экономике и просто применять те или иные теоретические построения было бы опасно.

В частности, к примеру, как люди понимают антимонополизацию?

Все выступают против любого доминирующего положения на рынке. Хотя, каким-бы ни было доминирующее положение на рынке, должны быть какие-то действия, связанные со злонамеренным использованием этого положения. А просто бороться с доминирующим положением не совсем разумно. Потому что любой предприниматель, естественно, стремится к тому, чтобы доминировать на рынке и это основа инвестиций и инноваций. То есть, я хотел бы, чтоб четко различали те, кто занимается антимонополизацией экономики, что есть разные монополии. И понимали, что монополия монополии рознь.

Есть просто экономические монополии и стремление к ним как к доминирующему положению. Если мы не можем поддерживать их, то, по крайней мере, мы не должны никак этому препятствовать.

И в этом смысле, каждый предприниматель, даже в маркетинге, пытается сделать уникальным свое торговое предложение, чтобы как можно меньше было конкурентов на рынке и в этом смысле злоупотребление доминирующим положением и стремление к нему это разные вещи.

К примеру, естественные монополии – они неизбежны и их надо регулировать по тарифу. Но при этом желательно освободить их от контроля рентабельности, чтобы они использовали возникающую прибыль для модернизации сетей, выплаты бонусов и многого чего еще, чтобы они были заинтересованы в своей эффективности.

Или политические монополии. Это когда решением государственного органа, Правительства какие–либо сферы, отрасли становятся ограниченными в плане торговли. А, я считаю, торговать имеют право все. Вот эта борьба с ними и есть действительно демонополизация экономики.

А не когда мы просто пытаемся разукрупнить какой-нибудь бизнес, да  еще в неизвестных и специфических условиях. Например, Казахстан, вы знаете, находится в ЕАЭС, поэтому естественно, любой казахстанской компании приходится конкурировать с большими компаниями Российской Федерации.

И это глубокая, жестокая реальность - когда мы пытаемся разукрупнить какой-то бизнес, то, по сути дела, ослабляем позиции отечественного товаропроизводителя.

Одной из важнейших проблем является произвол госорганов в отношении предпринимательства, в том числе и в плане антимонопольной политики.

К примеру, есть АППК. Все знают насколько это хорошее нововведение – административная юстиция и что многие адмсуды обоснованно принимают решения в пользу предпринимателей.

Естественно, что делают госорганы? Они хотят избежать подпадания под АППК, чтобы просто сразу попасть напрямую под влияние другого публичного права, например, КоАП.

Я считаю, что антимонопольный орган, как и все остальные госорганы, должен приветствовать любое соответствие законодательства развитию и защите конкуренции.

Кого защищает антимонопольный орган? Кого он развивает и поддерживает? Предпринимательство или потребителей?

Это очень важные и спорные вопросы. Но, мне кажется, если политика правильная, то она за развитие и защиту конкуренции, то есть, связана и с поддержкой потребителей, и с поддержкой предпринимателей.

И мне бы не хотелось, чтобы антимонопольная политика, по крайне мере в РК, шла в сторону того, чтобы ужесточать и ухудшать состояние предпринимательства, а наоборот шла бы на защиту класса частных собственников капитала и системы частной инициативы.

Я хотел бы, чтобы развитие шло именно в этом направлении. Любая защита и развитие конкуренции должны быть связаны действительно с этим.

Я приветствую Антимонопольный орган (АЗРК) в той части, что он первый, кто выступает за либерализацию экономики.

Указ Президента «О мерах по либерализации экономики» играет важную роль и сделал важный толчок в дальнейшем развитии нашей экономики.

Однако, некоторые вопросы не доведены до конца. К примеру, почему мы не можем напрямую запретить конкуренцию государства, гос- и квазигоспредприятий с частным бизнесом? Например,  есть конкретные пункты в законодательстве о том, что если не хватает конкуренции на рынке, то государство имеет право заходить в частные сектора экономики. Но, я считаю, надо искать другие пути – поддерживать частный бизнес, который хочет зайти туда.

Иначе будут снова создаваться политические монополии. Частный бизнес всегда проиграет квазигосбизнесу и госбизнесу по адмресурсу, потому что за ними стоит государство. А в наших специфических правовых условиях, это однозначно проигрыш для частного бизнеса и экономики.

Нельзя рядом строить еще один завод за счет квазигоссредств, если уже его строит частный бизнес.

И в этом направлении есть много других вопросов, которые нуждаются в разработке, анализе и продвижении на законодательном уровне.

Я надеюсь, что мы – я как УЗПП, отдельно НПП, АЗРК и КРЕМ найдем общее понимание и выработаем политику по этому вопросу.

Также, как я надеюсь, что сегодняшний Форум будет содействовать дальнейшему think tank-у в данном вопросе.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Нуров Канат Ильич

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Министерство иностранных дел Республики Казахстан
Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан