Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.
Рустам Журсунов: Всем отраслям необходимы налоговые послабления
Республиканская общественно-политическая газета "Литер",
28 апреля 2021 г., №63 /3923/
Пандемия коронавируса пока не торопится сдавать свои позиции. От этой ситуации страдают все отрасли экономики. Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил ввести отсрочку на уплату отдельных налогов и платежей для субъектов малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях и приостановить принудительное взыскание задолженности. Как это будет происходить в реальности? На вопросы по этой актуальной теме дал пояснения для газеты «ЛИТЕР» Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.
- Рустам Манарбекович, на ваш взгляд, сегодня требуется ввести отсрочку на уплату отдельных налогов и платежей только пострадавшим отраслям? Каково мнение на сей счет самих предпринимателей?
- Многочисленные обращения предпринимателей говорят о том, что сегодня всем отраслям необходимы налоговые послабления. У всех одна просьба – дать возможность работать, не проводить массовые ограничения по всем отраслям, а сфокусироваться на точечных вопросах. По данным опроса, который провела НПП «Атамекен», наиболее востребованные меры поддержки для бизнеса - это отсрочки по платежам с Фонда оплаты труда, корпоративного подоходного налога (КПН), Налога на добавленную стоимость (НДС), а также налогам на имущество, транспортным средствам и земельному налогу.
Пандемия диктует правила
Не будем забывать, что последний год у нас выдался очень трудным из-за пандемии. Это был и есть небывалый стресс для всего бизнес-сообщества: тотальные запреты на работу, закрытые границы, блокпосты между городами, форс-мажоры и суды, суды, суды.
- Насколько сократились доходы бизнесменов за последнее время?
- Уровень доходов в 2020 году снизился у 60% предпринимателей, если сравнивать с 2019 годом. Главная причина - полное закрытие деятельности практически всех субъектов бизнеса с 16 марта 2020 года до 15 апреля 2020 года из-за объявленного по всей стране режима ЧП из-за распространения коронавирусной инфекции.
По моему мнению, чем больше времени дадут на уплату отсроченных сумм налогов и взносов, тем лучше. Надо дать бизнесу возможность уплачивать отсроченные суммы не все сразу, а равными частями в течение определенного времени. И необходим индивидуальный подход к каждому виду бизнеса.
Конечно же, преимущество в этом вопросе надо дать МСП из наиболее пострадавших отраслей. Но, повторюсь, что всем отраслям нужны налоговые послабления.
Отсрочки, рассрочки и другие послабления
- Как эта ситуация регулируется на законодательном уровне?
- По закону отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог и (или) плату в установленный срок. Но она дается под гарантию банка либо под залог имущества.
Предприниматели прекрасно понимают, что спустя какое-то время все равно придется заплатить налоги, по которым они получили отсрочку. И не в их интересах тянуть с этим.
- Что скажете по поводу приостановления принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности. Наскольк эффективна эта мера? Как долго она должна продолжаться?
- Многие предприниматели были вынуждены прекратить работу, а некоторые из них до сих пор не работают. По данным Нацпалаты «Атамекен», с 1 марта 2020 года по 1 марта 2021 года закрылись 174 853 субъекта индивидуального предпринимательства (ИП) и 28 373 юридических лица.
На фоне снижения покупательской способности населения упал и доход от предпринимательской деятельности.
Считаю целесообразным поддержать бизнес в этот трудный период. Приостановление принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности – это хорошая поддержка. Не нужно душить бизнес, который и без того страдает.
Эффективность этой поддержки очевидна, ведь никто не может сказать, как долго продлится пандемия. Поэтому трудно предвидеть, как долго еще будет востребована может данная мера.
- Расскажите подробнее, что делает государство, чтобы господдержать МСБ.
- В услових пандемии для бизнеса продолжают действовать запретные и ограничительные меры. Они связаны со временем, режимом работы и заполняемостью помещений и объектов.
Со стороны Правительства бизнесу оказаны широкие меры поддержки.
К примеру, налоговые послабления затронули порядка 700 тыс. налогоплательщиков. Общая сумма - около 1 трлн. тенге (601,5 млрд. тенге освобождение от налогов и социальных платежей, порядка 400 млрд. тенге отсрочка). На 222,4 млрд. тенге предоставлена отсрочка по кредитам более 18 тыс. субъектам МСБ. Выдано более 3 тыс. займов на 387 млрд. тенге по программе льготного кредитования МСБ (под 8% годовых).
Эта практика будет продолжена и в этом году.
Новые меры
На основе проведенного НПП «Атамекен» опроса более 50 тыс. предпринимателей, Госкомиссией по восстановлению экономического роста при Президенте РК 4 марта 2021 года утвержден новый пакет из 24 мер.
В частности, до конца этого года будет продлено освобождение от уплаты налога на имущество. До 1 июля этого года будет введено освобождение от арендных платежей по объектам госимущества и имущества квазигоссектора.
Для рефинансирования на льготных условиях будет расширен перечень ОКЭД субъектов МСБ в пострадавших отраслях экономики – с 29 до 174. Эти меры обеспечат поддержку более 1,2 млн субъектов предпринимательства, в которых занято свыше 3,3 млн человек.
Надо признать, что Правительство поддержало ряд наших предложений, и бизнес-сообщество выражает за это огромную благодарность. Но несмотря на это до 50 процентов ресторанов, кинотеатров, предприятий по организации торжественных мероприятий в 2021 году могут закрыться. Поэтому нельзя забывать, что все виды деятельности нуждаются в основной мере поддержки – дать возможность работать. Пусть с ограничениями, строгим соблюдением санитарных требований, но работать. Индустрия развелечений приняла на себя основной удар, поскольку детские развлекательные центры, аквапарки, океанариумы, аниматрониксы находятся не в приоритете, когда речь заходит о возобновлении работы. Безусловно, до тех пор, пока большая часть взрослого населения не будет вакцинирована, карантинные меры должны соблюдаться. Но они могут проявляться не в тотальном запрете деятельности отдельных отраслей, а в возможности работы с некоторыми ограничениями (график работы, заполняемость, масочный режим и термометрия).
- А как получить отсрочки платежей по кредитам малого и среднего бизнеса?
- По поручению Главы государства, порядок предоставления отсрочки платежей по займам утвержден Агентством по регулированию и развитию финансового рынка РК. Срок предоставления отсрочки - от 30 до 90 дней по выбору самого заемщика. Данной мерой поддержки охвачено 346 видов экономической деятельности - торговля, туризм, гостиничный бизнес, услуги общественного питания, пассажирские и грузовые перевозки, бытовые услуги, услуги организации досуга и отдыха. Для получения отсрочки указанным категориям необходимо обратиться с заявлением в кредитную организацию с помощью электронной почты, интернет-ресурса, мобильного приложения или других средств связи до 30 июня 2021 года.
Системное решение проблем
- Очевидный факт: за последние несколько лет для того, чтобы улучшить условия ведения бизнеса, в стране проделана большая работа по дерегулированию бизнеса, сокращению проверок и требований к предпринимателям, снижению их издержек.
Результаты этой работы положительно оцениваются международными институтами. Однако некоторые проблемы бизнеса, которые связаны с несовершенством законодательства, административным давлением со стороны госорганов, остаются нерешенными. Есть планы, чтобы все это исправить?
- Бесспорно, за эти годы Правительством совместно с Атамекен проделана большая работа по дерегулированию бизнеса. В результате сокращено число разрешительных документов на 75% - с 1115 до 287, оптимизирована система госконтроля, внедрен профилактический контроль. Сократилось число требований к бизнесу (с 30540 до 13386), контрольные функции (с 544 до 379) и сроки проверок (с 30 до 15 дней). Приняты меры по систематизации отчетности, утвержден их единый перечень (состоит из 439 видов отчетности).
Но к сожалению, проблем и жалоб меньше не становится.
Это связано с тем, что дерегулирование бизнеса проводилось зачастую механически, без системного решения проблемных вопросов качества регуляторной политики как таковой.
Такая ситуация привела к тому, что за последние пять лет число предпринимателей, которые привлечены к адмответственности, увеличилось вдвое. Если в 2015 году было наказано 235 тысяч бизнесменов, то в 2019 году - уже 502 тысячи. Получается, что каждый третий предприниматель у нас – «правонарушитель».
В четыре раза больше стало жалоб об обжаловании решений и действий госорганов, они увеличились с 17 тысяч в 2015 году до 73 тысяч в 2019.
Регулирование «с чистого лица»
Именно поэтому Глава государства Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства отметил необходимость разработки оптимальных подходов к современному «умному» регулированию.
В сентябрьском Послании народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года Президент страны поручил внедрить регулирование «с чистого листа» за счет изменения базовых принципов регуляторной политики.
В рамках исполнения данного поручения мы совместно с Министерством национальной экономики, отечественными и зарубежными экспертами выработали базовые подходы в регуляторной политике деятельности бизнеса.
Ключевые задачи по проведению реформы сферы регулирования бизнеса концептуально поддержаны Главой государства и отражены в Указе Президента РК «О мерах по внедрению новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК» №483 от 31 декабря 2020 года.
Во исполнение Указа Президента нами совместно с Министерством национальной экономики разработан законопроект по вопросам новой регуляторной политики.
- Что главное, на ваш взгляд, в этом законопроекте? Как он поможет казахстанскому бизнесу?
- Ключевой посыл законопроекта - условие о том, что регуляторные инструменты вводятся только для устранения имеющегося риска причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, обороне и безопасности государства.
Базовые подходы и условия новой регуляторной политики государства в сфере предпринимательства, а также механизмы по обеспечению пересмотра законодательства на практике, найдут свое отражение в Предпринимательском кодексе.
Также планируется введение экспериментального правового режима для апробирования на практике и дополнительного изучения экономического и прочих эффектов введения нового регуляторного инструмента или требования, отмены или изменения действующего регуляторного инструмента или требования.
Для обеспечения работы по ревизии, а также последующего контроля: сроков пересмотра и истечения действия различных требований; требований, введенных в экспериментальном режиме; применения регуляторной гильотины, для обеспечения доступности информации об актуальных требованиях к бизнесу, Законопроектом вводится Реестр обязательных требований (общедоступная электронная база данных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, содержащих требования к предпринимателям).
Пересмотр начнется с четрых отраслей – торговля, услуги проживания и общепита, сельское хозяйство, транспорт. Сроки для пересмотра всех требований – 2021-2023 годы.
Планируемые меры позволят сократить неактуальные, избыточные, дублирующие регуляторные требования, улучшить условия ведения бизнеса, а также создать новую систему «умного регулирования» бизнеса.
На Высшем совете по реформам при Президенте РК данные подходы были одобрены. Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул, что стране нужен сильный, конкурентоспособный частный бизнес, способный стать основой национальной экономики и благосостояния граждан.
- Благодарю!
Татьяна КАЗАНЦЕВА, Нур-Султан