Новости

10.08.2019

С чем сталкиваются предприниматели?

181

Фото: из открытых источников

С 19 февраля 2014 года Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» ведет Реестр проблемных вопросов. Реестр представляет собой площадку, через которую любой предприниматель может обратиться с проблемами, которые препятствуют его делу. Эти проблемы «Атамекен» структурирует и в рамках своей деятельности оказывает помощь бизнесмену.

Задача Реестра проблемных вопросов полная их систематизация, оценка и контроль за ними. Кроме того, «Атамекен» прорабатывает и создает комплекс мер по их разрешению системных проблем. Чаще всего в Реестр входят проблемы, возникающие в связи с несовершенством или неисполнением госорганами норм действующего законодательства, вопросы некомпетентности чиновников и пр.

Только с начало этого года «Атамекеном» решены 7 системных проблем предпринимателей республиканского масштаба. Давайте рассмотрим их подробнее.

Купили товар, чтобы вернуть

В 2017 году в Реестр НПП попал проблемный вопрос о том, как рассчитать покупателя, если тот желает вернуть приобретенный во время акции со скидкой товар.

Проблема заключалась в том, что недобросовестные покупатели заведомо приобретали товары в магазинах в периоды акций для последующего возврата. Надеясь таким образом получить выручку, равной разнице в цене покупки и цене возврата товара. Проблема решена внесенной поправкой в законодательство «О защите прав потребителей». Теперь при расторжении договора расчеты с потребителем производятся исходя из цены товара на момент покупки.

 

Головоломка на покупку оружия

Коллизии в законодательстве вводили в заблуждение любителей поохотиться.

Так, законом «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» приобретение гражданами пневматического оружия калибром свыше 4,5 мм запрещено. В то время как приобрести и хранить этот же вид оружия можно по разрешению органов внутренних дел, согласно постановления Правительства РК «О мерах по реализации Закона РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия».

Вопрос разрешился после вмешательства НПП - приказом МВД РК были ведены новые правила и двойная трактовка была исключена.

Схожая проблема встретилась в запрете на охоту с пневматическим оружием, которая сказывалась на предпринимателях, занятых в их торговле.

Охота производится с применением пневматического оружия с дульной энергией не более 25 Дж – так регламентировано в приказе МСХ РК. При этом, в этом же приказе запрещается производить охоту с применением пневматического, метательного оружия (кроме использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ). Кроме того, согласно статье 5 закона госконтроле за оборотом отдельных видов оружия, пневматическое оружие с дульной энергией не более 25 Дж. относится к охотничьему.

Ситуация разрешилась внесенными изменения в приказ МСХ РК. На сегодня коллизии в норме права отсутствуют - охота с применением пневматического оружия запрещена.

Еще один оружейный вопрос был разрешен после вмешательство НПП. Так, приказом МИР РК «Об утверждении квалификационных требований для осуществления деятельности по разработке, производству, ремонту, торговле, приобретению боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему и перечня документов, подтверждающих соответствие им» для получения лицензии на торговлю боевого ручного стрелкового оружия предпринимателю требовалось предоставить разрешение КНБ РК с использованием сведений, составляющих государственные секреты.

После обсуждений «Атамекена» с МИИР РК по разрешению этих сложных процедур лицензирования, министерство исправило ситуацию. Его приказом были устранены эти требования по получению разрешения органов национальной безопасности.

 

Разнящиеся требования завели в тупик

МОН РК объявил конкурс в сфере общественного питания, однако не до конца проработали требования.

Приказом Минобразования и науки РК «Об утверждении Правил организации питания, обучающихся в организациях среднего образования и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в дошкольных организациях образования, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» победителем конкурса признается поставщик, набравший наибольшее количество баллов и предложивший наилучшие условия выполнения обязательств по сравнению с другими. При этом, в соответствии с критериями выбора поставщика услуги или товаров было предусмотрено наличие опыта работы на рынке, т.е. предпочтение отдавалось субъектам, оказывающим услуги (товары) только в сфере среднего образования.

Из-за разнящихся требований в конкурсе выходило, что имея большой стаж работы в сфере общественного питания, заявитель не имел возможности конкурировать с другими субъектами рынка, что создавало антиконкурентные действия.

Проработав вопрос с министерством, «Атамекен» закрыл эту проблему в Реестре – в правила были внесены поправки.

 

Дань за доступ к прилавку

Обеспечение доступа отечественной продукции повседневного спроса в розничные сети выделена как республиканская проблема и находилась в Реестре «Атамекена» с 2016 года.

Предприниматели жаловались на существенные сборы розничных сетей за аренду торговых полок, так называемая «дань за доступ к прилавку», на большие сроки отсрочки платежа за поставленную продукцию (до 90 дней) и неравные условия, касающиеся возврата непроданных товаров.

Данный вопрос решен в рамках подписанного Главой государства закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес среды и регулирования торговой деятельности». А точнее изменения в закон о регулировании торговой деятельности в части установления ретробонусов (торгового вознаграждения) для поставщиков социально значимых продовольственных товаров на уровне 0%, а для других продовольственных товаров на уровне 5% от суммы договора поставки.

 

«Бизнес на колесах» утвердили

Этим же законом решена другая проблема предпринимателей, занятых в сфере выездной, передвижной торговли, проще говоря «бизнеса на колесах».

Такой предпринимательской деятельности в Казахстане практически отсутствует. Но, изучение международного опыта показало, что именно «бизнес на колесах» не один десяток лет процветает в странах Европы и США. Предприниматели арендуют грузовики и автобусы, переоборудуют их и отправляются на улицу кормить сотни людей в день, постоянно меняя место своей дислокации. Людей в таком деле привлекают прежде всего низкие инвестиционные затраты и высокая прибыльность.

Однако, нормы законодательства РК не позволяли открывать подобный бизнес. Основным барьером были санитарные нормы, пожарные правила и необходимость получения разрешений на открытие бизнеса.

Для получения такого разрешения необходимо соответствовать множеству требований, которые разработаны только для стационарных объектов питания, в т.ч. требования нахождения объектов питания только в зданиях и помещениях, обязательное наличие централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, канализации, туалетов, вентиляционных систем, складских, производственных помещений и др.

Подписанные Президентом РК поправки по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности местные исполнительные органы были наделены компетенцией по определению и утверждению мест и (или) маршрутов размещения нестационарных торговых объектов.

 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Палымбетов Б.А

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан