Новости

19.05.2022

Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов: в Казахстане разрабатывается программа импортозамещения

764

Фото: Kazakh24.info / Александр Сергеев

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов в ходе визита в Актюбинскую область, рассказал в интервью Kazakh24.info, почему регион скатился на дно рейтинга деловой активности и с какими системными проблемами приходится сталкиваться бизнесу.

- Рустам Манарбекович, много ли обращений поступает бизнес-омбудсмену?

- Существуют проблемы, как региональные, так и на уровне страны. Если смотреть по статистике обращений, то хочу отметить, что в 2016 году, когда появился институт бизнес-омбудсмена, который возглавил Болат Палымбетов, было зафиксировано 7 200 жалоб предпринимателей по всему Казахстану. У нас есть реактивный метод работы, то есть постфактум после поступления жалобы и активный – экспертиза нормативно-правовых актов. Мы состоим во всех госкомиссиях, которые касаются бизнеса. Плюс к этому НПП ведет реестр проблем бизнеса. Каждый регион ведет свой реестр. Нацпалата отслеживает, как проблемы решаются. Те вопросы, которые не получается решить на местном уровне, выносятся на республиканский.

Сейчас в реестре более 600 проблем. Большая часть из них, а это 78%, уже решена. Во время выездных встреч с бизнесом мы формируем дополнительный реестр, в который сейчас включено около 300 вопросов. Есть договоренность между НПП «Атамекен» и правительством, что каждую еженедельно каждую пятницу мы встречаемся с вице-премьером и решаем 5 – 6 проблем бизнеса. Из 300 проблем, о которых я говорил, 150 уже решены, 115 – в работе. Оставшаяся часть в процессе обсуждения.

- Можете привести наглядный пример?

- Например, маркировка молочной продукции. Мы договорились, зачем ее маркировать?

- Вообще отказались или на какое-то время?

- На внутриреспубликанском уровне от нее отказались. Конечно, если товар поставляется на экспорт, то это уже межправительственные договоренности. Благодаря этой активной работе количество жалоб снижается.

 

- Если в 2016 году вы говорили о 7 200 жалобах, то как дело обстоит сейчас?

- По итогам 2021 года их количество снизилось до 4 200. То есть налицо снижение на 40%. Эта статистика – показатель нашей работы.

- Какие самые насущные проблемы бизнеса?

- Земельный вопрос, государственный архитектурно-строительный контроль (ГАСК), налоговая служба. После ограничительных мер из-за пандемии много вопросов касается исполнения, а точнее неисполнения договорных обязательств по причине форс-мажорных обстоятельств. Было очень много спорных моментов. Мы выдали свыше 7 тысяч свидетельств о наступлении форс-мажора. Тем самым бизнес был освобожден от ответственности.

- Я так понимаю, это системные проблемы. Особенно земельный вопрос.

- Вы знаете, в Актюбинской области этот вопрос стоит не настолько остро, как, скажем в Акмолинской и Северо-Казахстанской областях. Поэтому НПП всегда говорит о необходимости проведения конкурсов и аукционов. Три года назад прокуратура проверила земельные вопросы и внесла… 5 400 предписаний! Мы достигли договоренности с Генеральным прокурором, председателем Верховного суда – там, где земельные участки освоены и ведется капитальное строительство, не изымать их. Приведу пример: в Костанае построен целый микрорайон, в котором живут люди. Выясняется, что земля выдана неправомерно. И что теперь делать? Выселить сотни людей и разрушить жилой комплекс? Нонсенс какой-то!

- Но ведь как-то эту землю под строительство выделили?

- Это настолько сложная процедура, что мы, юристы, не могли разобраться.

- Подобных коллизий в законах много?

- Если честно, то хватает.

- Вы проводили личные встречи с актюбинскими бизнесменами. Можете ли привести яркие примеры, когда предприниматели сталкиваются с теми или иными препонами или коллизиями?

- Есть такой афоризм: «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Пришел ко мне на прием один аксакал и рассказал о своей проблеме. Он получил субсидии на выращивании социально значимого товара – картофеля. Год выдался неурожайным. В полном объеме продукцию, о котором была договоренность, вырастить не удалось. Он разницу честно вернул государству. К нему приходят представители СПК с требованием заплатить пеню. Аксакал им в ответ, мол президент сказал не налагать на бизнес штрафные санкции в период пандемии. И пошли обе стороны в суд. Там говорят, чтобы шли в палату предпринимателей и договаривались – это медиативная процедура. У аксакала на руках официальное международное свидетельство о наступлении форс-мажорных обстоятельств и освобождении от ответственности по неисполнению договорных обязательств, включая пеню. А представители СПК никак не успокаиваются – опять подали в суд. Даже там им сказали, что аксакал прав.

Чем все закончится не могу сказать, дело находится в суде. Но если бюрократу из социально-предпринимательской корпорации вынесут частное определение, то я этим останусь доволен.

Еще один пример. Он касается экологической отчетности. Фермер держит скот. За эмиссию в окружающую среду ему необходимо ежеквартально оформлять отчетность аж на 20 листах. Затем оплатить в бюджет 5 тысяч тенге. Сам форму заполнять он не умеет, поэтому нанимает человека, который это делает за 100 тысяч тенге.

 

- В ходе проведения круглого стола с бизнесменами нашего региона вы отметили, что в рейтинге делового климата Актюбинская область сейчас занимаем последнее место, хотя все время прочно держались в пятерке лучших. Что случилось? Какие причины на ваш взгляд такого резкого пикирования?

- Я бы не сказал, что произошло резкое падение. В 2019 году Актюбинская область заняла 11 место в этом рейтинге. В 2020-м мы не делали анализ. А в прошлом последнее. Мы связываем такое падение с пандемией. К тому же бизнес устает от особо ретивых контролеров. Мы встретились с руководством ДГД Актюбинской области. Там работают нормальные ребята. Вроде бы нашли общий язык. Всегда нужен здоровый диалог между бизнесом и властью, который должен поддерживать и возглавлять аким области Ондасын Уразалин.

- Актюбинская область – это приграничный регион. Все больше российских предпринимателей заинтересованы к открытию бизнеса в нашей стране, а их программа импортозамещения может обанкротить местного товаропроизводителя. Выйти казахстанскому предприятию на рынок приграничного государства не так легко, и все еще существует ряд барьеров.

- По поручению премьер-министра сейчас разрабатывается программа импортозамещения. Первый вариант мы получили и где-то месяц назад мы провели его критический анализ. Сейчас эта программа разрабатывается и будут вырабатываться меры по поддержке отечественного производителя.

- Как вы думаете, насколько у актюбинских предпринимателей силен дух бизнеса?

- Я уверен, что предпринимательский дух у актюбинских бизнесменов выше среднереспубликанского. Географическое расположение, менталитет – все это положительные моменты. А вот основными факторами, которые повлияли на движение вниз в рейтинге делового климата, я считаю, стали регуляторная среда и рынки сбыта. Ведь из-за пандемии были закрыты границы, и стоит учитывать, что Актюбинская область – это приграничный регион. Но я расцениваю это не как критику, а как вызов к действию.

- Спасибо за интервью!

Александр СЕРГЕЕВ

 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан