Новости

04.02.2021

Бизнес-омбудсмен: госоргану нужно будет доказать каждое требование для бизнеса

723

Forbes.kz

ФОТО: Архив пресс-службы

Что такое регулирование «с чистого листа» и как оно поможет бизнесу, обсудили в ходе онлайн пресс-конференции, прошедшей в среду, 3 февраля, представители офиса бизнес-омбудсмена и НПП «Атамекен»

- Для бизнеса продолжают действовать запретные и ограничительные меры, - констатировал вначале встречи уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов. - Под запретом остаются 10 видов предпринимательской деятельности, ограничены - 84 вида. Сегодня карантинные ограничения затрагивают более 520 тысяч субъектов МСБ, это 70 тысяч юридических лиц и 450 тысяч индивидуальных предпринимателей. Государство предоставило меры поддержки бизнеса, но на сегодняшний день этих мер недостаточно.

Три комнаты для яиц

Прежде всего Рустам Журсунов назвал регулирование «с чистого лица» - реформу, озвученную не так давно президентом.

- Это кардинальный пересмотр госрегулирования, - заявил бизнес-омбудсмен.

Более подробно о регулировании с чистого лица рассказал Ербол Устемиров, советник председателя НПП «Атамекен». На сегодняшний день в Казахстане действует «неограниченное» количество требований (в палате сбились со счета на цифре 1340 требований), многие из которых устаревшие, абсурдные, дублирующие, неизвестные для бизнеса или вовсе невыполнимые. В связи с этим растет число случаев привлечения предпринимателей к ответственности: с 2015 по 2020 - в два раза, с 250 тыс. до более 500 тыс. субъектов, то есть практически каждый третий бизнес был наказан за нарушения.

Теперь же предлагается «перевернуть пирамиду»: все требования должны быть заново, «с чистого листа», прописаны в зависимости от рисков деятельности, касающихся жизни, здоровья, нравственности потребителей, экологии, правопорядка.

- Если есть риски — государство устанавливает требования, если рисков нет - никакого регулирования не нужно, - объяснил Устемиров и добавил: - Кроме того, не должно быть завышенных издержек для бизнеса и государства; следует учитывать применение новых технологий. Например, при производстве кондитерских изделий действует требование иметь три помещения для яиц. Но сейчас есть технологическая возможность хранить и обрабатывать яйца в одном помещении.

Также требования должны быть обоснованными, обеспечивать равенство субъектов предпринимательства, быть открытыми и предсказуемыми, исполнимыми, соразмерными, определенными, стабильными, справедливыми, последовательными и системными, перечислил спикер.

- В чем основной смысл такого подхода? Работа от обратного, - дополнил коллегу Рустам Журсунов. - До 1 января 2024 все госорганы должны будут прийти на межведомственную комиссию и доказать каждое требование, которое они устанавливают бизнесу. Это самое важное. И у каждого требования будет ограниченный срок действия, регуляторам придется приходить, скажем, раз в 7 лет и доказывать, что их требование до сих пор актуально.

Инструментом станет реестр обязательных требований в сфере предпринимательства. Все госорганы все свои требования к бизнесу обязаны будут включить в реестр. Если какого-то требования там не окажется — автоматически срабатывает правовая гильотина, госорган теряет право проверять исполнение этого требования и наказывать за неисполнение.

Сменится и основной вектор разрешительной и контролирующей систем: с обнаружения и наказания - на профилактику, также будет сужена сфера проверок.

- Нельзя забывать о защите прав потребителя, поэтому мы предлагаем ввести понятие расследования. Например, сейчас если случается отравление, то наказывают конечного предпринимателя, но, возможно, продукт испортился ещё до него. Нужно по цепочке проверить и найти источник, - объяснил Устемиров.

Следующее предложение — полная автоматизация отчетности и интеграция ее с системой управления рисками. Представители бизнес-ассоциации надеются, что это позволит уйти в прошлое толстым стопкам бумаги, без дела пылящимся в кабинетах, и даст возможность проводить аналитику отчетности, чтобы в последующем использовать ее для принятия управленческих решений.

Законопроект с предлагаемыми нормами должен быть внесен в парламент до 1 июня 2021. Пока же, как сказал Рустам Журсунов, есть возможность обсудить и дополнить документ.

- Необходимо пересматривать подходы и к санкциям. Ответственность бизнеса должна четко регулироваться. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях есть 40 составов за нарушения общих правил, хотя последствия этих нарушений, скажем — правил рыболовства или строительных норм — очень разная. Этот процесс должен затронуть техрегламенты и другие правила, - отметил Журсунов.

Пять миллионов на каждом ИВЛ

Второй темой пресс-конференции стала минимизация коррупционных рисков в сфере закупок с помощью портала «Единое окно закупок (ЕОЗ)». Это «окно» собирает информацию обо всех регулируемых государством закупках, дает полную маркетинговую картину рынка закупок в Казахстане с объемами закупа и ценами на товары, работы и услуги (ТРУ) по регионам и отдельным заказчикам.

На сегодня, как сообщил директор ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка» Серикбек Елшибеков, емкость рынка госзакупок ТРУ - 1 млн 420 тыс. контрактов на 6,5 трлн тенге.

Помимо помощи в организации закупок, на ЕОЗ представлен сервис «Аудитор» для проверки закупок на наличие признаков нарушений. Помимо заказчиков этот сервис успешно используют в своей работе и отдельные контрольные органы. В результате сотрудничества с палатой Антикорупционная служба выявила и предотвратила необоснованное завышенные цен при планировании госзакупок более чем на 22,8 млрд тенге.

- Например, за апрель 2020 по г. Нур-Султану количество закупок с превышением цен составляло 342 договора, а в конце мая показатель был снижен практически в 6 раз и составил уже 59 договоров. Такая положительная динамика наблюдалась практически во всех регионах страны (в общем по стране: апрель - 6297, май — 948), - уточнил спикер.

Портал ЕОЗ позволяет из общего числа закупок автоматически выявлять закупки, имеющие признаки нарушений, и детализировать информацию по ним для более детального изучения.

- В качестве примера хочу озвучить несколько проведенных закупок по завышению медианной цены. Бензин АИ-92 закупили по 252 тенге за литр при медианной цене 145 тенге, завышение на 74%. Заказчик: СШ №17, г. Жанаозен, сумма договора: 2 268 000 тенге, количество: 9000 литров. Экономия составила бы 963 000 тенге. Актуальный на сегодня аппарат ИВЛ закупили по 21 млн тенге за штуку при медиане 16 млн тенге. Заказчик - Курчумская центральная больница. Экономию не сложно посчитать – 5 млн тенге. Или инфекционная больница г. Семея закупила из одного источника 7 штук ИВЛ по 19,2 млн тенге. Экономия составила бы 22,4 млн - то есть более чем стоимость 1 аппарата ИВЛ, - привел показательные случаи Елшибеков.

В целом по Казахстану выявлено более 300 тыс. договоров госзакупок с признаками завышения цен на общую сумму 162,7 млрд тенге.

Частью ЕОЗ стала созданная «Центром мониторинга и экспертизы рынка» аналитическая рейтинговая система «Регион ГЗ». Система позволяет отслеживать эффективность проводимых закупок по ряду ключевых показателей: доля закупок с признаками нарушений в общем объеме закупок, конкурсная эффективность, конкурентность закупок и др.

- Месседж, который мы ходим донести, - эти данные уже открыты, и не только для проверяющих. Мы намерены дать доступ и обучить журналистов пользоваться этой системой, - отметил в заключение бизнес-омбудсмен и подчеркнул: - Вы сами видите, если покопаться, там есть вопиющие факты. Чем меньше организация, чем больше она задействована в социальной сфере, тем больше превышение цен. Есть отклонения на 1000-1200%. А ведь эти деньги могли быть направлены на помощь уязвимым слоям населения, на повышение зарплат.

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан