Новости

23.07.2020

Повысят ли в Казахстане налоги

141

Фото: из открытых источников

Бизнес-сообщество Казахстана взбудоражено сообщением о возможном повышении корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС). Возмущаться бизнесмены стали не просто так: сейчас создана рабочая группа по выработке предложений по повышению доходов бюджета и изменения налогообложения. И в списке таких предложений - повышение ставок КПН и НДС на 4% каждый.

В качестве аргумента «за» повышение ставок приводится сравнение со странами ОЭСР, где ставки КПН варьируются от 20 до 40%, а НДС - от 15 до 27%. В Казахстане же ставка КПН находится на самом нижнем уровне - 20%, а НДС и вовсе один из самых низких в мире - 12%.

Впрочем, ключевое в этом предложении нежелание подтянуть налоговые ставки до уровня развитых стран, а пополнение бюджета. Именно на два этих налога приходится порядка 70% поступлений в республиканский бюджет, а их повышение на 4%, по предварительным расчетам, даст порядка 1,5 трлн тенге дополнительных доходов бюджета.

«Я всегда против подобных сравнений, потому что они некорректны. У нас часто ссылаются на опыт зарубежных стран, это стало трендом. Но при этом не думаем, что это совсем разные страны, разные условия, разные входные данные - по любым вопросам. У них другая структура экономики, другой состав ВВП, и так далее», - говорит депутат мажилиса, член комитета по финансам и бюджету Аманжан Жамалов.

Действительно, в развитых странах ставки налогов значительно выше, чем в Казахстане. К примеру, в Японии фискальное законодательство обязывает всех субъектов предпринимательской деятельности, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, уплачивать корпоративный налог. Рассчитывается этот налог от чистой прибыли предприятия за отчетный период, и ставка составляет 33%. Помимо этого, налог на прибыль взимается еще и на местном уровне, а его размеры варьируются от 5% (префекты) и 12,3% (муниципалитеты) от суммы государственного налога.

А вот НДС, в привычном казахстанцам виде, в Японии не взимается. Вместо него установлен налог на потребление, который начисляется на все виды потребительских товаров и услуг. Платят этот налог конечные покупатели товаров и услуг, поэтому его относят к косвенным налогам. Ставка на этот налог в Японии низкая - 8% от цены товара.

Юридические лица, работающие в Японии, также платят налог на количество трудоустроенных на предприятии лиц. Суммарно, на все налоговые платежи уходит примерно половина прибыли предприятия.

Несмотря на высокие ставки, именно малый и средний бизнес играет в Японии очень важную роль, и составляет около 95% всех предприятий страны. Интересы бизнеса защищаются государством. К примеру, существует закон, запрещающий крупному бизнесу использовать свое монопольное положение. Малые предприятия получают льготы на обновление оборудования, зданий, сооружений. А защитой прав малых предприятий занимаются государственные Управление по делам малого бизнеса и Антимонопольное ведомство.

В Норвегии юридические лица платят НДС в размере 25%, при этом обязанность платежа затрагивает почти все предприятия. Впрочем, некоторые виды деятельности освобождены от налога. Это финансовая деятельность, услуги страховых компаний, образовательная и медицинская деятельность, операции, связанные с экспортом некоторых видов продукции. Ставка корпоративного налога составляет 28%, и исчисляется от балансовых доходов с уменьшением суммы, равной затратам на производство и реализацию товаров. Действуют также схемы амортизационных отчислений. К примеру, ставка амортизационных отчислений на офисное оборудование и приобретенные материальные ценности составляет 30%, на транспортные средства - 20-25% (в зависимости от грузоподъёмности), и так далее. Также бизнес в Норвегии платит аналог социального налога - 11% от дохода, и налог на занятость (если компания нанимает сотрудников) - 14,1% от брутто-зарплаты работника.

Норвегия относится к числу стран с самыми высокими налогами. Но это компенсируется и высоким уровнем жизни, и большим количеством различных социальных программ - жилищные программы, образовательные, программы здравоохранения (по уровню расходов на сохранность здоровья каждого проживающего на территории Королевства  Норвегия находится на 3 месте после США и Люксембурга).

В Канаде основной налог для бизнеса - это налог на прибыль, называемый подоходным налогом с обществ и организаций. Он имеет федеральную и местную составляющие, при этом шкала этого налога - убывающая. Базовая ставка составляет 38%, однако в Канаде действует множество налоговых вычетов, благодаря которым реальная ставка этого налога составляет от 10 до 25%.

Нельзя не отметить, что в этих странах очень высока и налоговая культура, плательщики ответственно относятся к своим обязанностям по уплате налогов. При этом - прозрачная система распределения поступлений в бюджет, и граждане могут видеть, как именно расходуются государством уплаченные ими налоги, и за счет чего обеспечивается их высокий уровень жизни.

Как правило, для оценки уровня жизни, используется такой показатель, как валовой внутренний продукт, рассчитанный по паритету покупательной способности. Такие списки стран мира, с оценкой ВВП по ППС ежегодно публикуют Международный валютный фонд и Всемирный банк, правда, оценка дается по предыдущему году. Так, в опубликованном в 2019 рейтинге Всемирного банка Казахстан занял 42 место с 509 млрд долларов. Чуть выше - Швеция и Австрия.  Впрочем, вряд ли рядовой казахстанец согласится с тем, что у него жизнь лишь немногим уступает жизни австрийцу или шведу. И дело здесь не только в показателе ВВП, но и в целом в качестве жизни. Это и уровень судебной системы, и работа государственных органов, и распределение доходов, траты на медицину, образование и так далее. Казахстан пока не может похвастать прозрачностью бюджетной системы, как и высоким, по аналогии, к примеру со скандинавскими странами, уровнем жизни. А 2020 год для экономики страны стал очередным кризисным, из-за снижения цен на нефть и пандемии коронавируса бюджет недосчитается весьма существенной суммы поступлений.

«Конечно, тот дефицит бюджета, который сегодня прогнозируется, надо чем-то покрывать. Самое простое - это залезть в Национальный фонд. Но и Президент сказал ограничить, и парламент при рассмотрении отчета правительства об исполнении бюджета подчеркнул, что надо прекращать эту практику, и изыскивать другие средства, другие источники дохода. У правительства стоит задача изыскать около 2 трлн тенге для покрытия дефицита бюджета следующего года, и конечно, они рассматривают разные варианты. И самое простое решение задачи - это поднятие либо КПН, либо НДС, это на поверхности. Но здесь надо не ссылаться на зарубежный опыт, а просчитывать экономические эффекты. Понятно, что просто поднятие НДС обернется повышением цен буквально на все, подхлестнет инфляцию, и так далее. С другой стороны, это возможно сделать дифференцировано - поднять этот налог для высокодоходных секторов, например, для сырьевого, но при этом снизить НДС для сельского хозяйства, для товаров народного потребления, чтобы не затронуть социально уязвимые слои», - рассуждает Аманжан Жамалов.

Вместе с тем, уверен он, необходимо тщательно проанализировать все источники дохода бюджета страны. Притом, что сегодня именно КПН и НДС составляют 70% дохода бюджета (и 32% дохода предприятий), всего в госказну поступает 12 видов налогов, 20 видов государственных пошлин, 13 видов сборов и так далее. «Надо изыскивать возможности по этим видам доходов. Мы (депутаты) неоднократно говорили, что там есть большие источники только за счет улучшения администрирования», - напоминает депутат.

Отметим, что в последние годы усилия правительства сосредоточены на диверсификации экономики страны, чтобы снизить сырьевую зависимость. И низкий (в сравнении с другими странами) порог НДС чиновники называли одним из ключевых конкурентных преимуществ. С «оглядкой» на потенциальных инвесторов принимался и новый Налоговый кодекс, который должен был стать ясным и понятным законом прямого действия и свидетельствовать о предсказуемой налоговой политике государства.

С мнением мажилисмена солидарен и Уполномоченный по защите прав предпринимателей Рустам Журсунов.

«Отход от концепции освобождения дивидендов от налогообложения, повышение ставки НДС – это фантазии определенных должностных лиц, которые не основаны на счете. Если мы говорим о налогах, то в первую очередь мы говорим о том, что необходим счет. Этого счета нет. Будет счет – будем рассматривать эти предложения. Конечно, налогообложение в Казахстане достаточно либеральное: общий коэффициент фискальных изъятий у нас чуть меньше 29%, тогда как  в странах ОЭСР в среднем - 42%. Но принимать решения просто так, не основываясь на детальном анализе и расчёте, нельзя. Нужно проанализировать всю систему вкупе и оценить каждое направление, каждый источник. И надо понимать, что экономика Казахстана сама по себе небольшая. Поэтому основным драйвером ее должен быть экспорт. А ИП на экспорт не выходят. Поэтому наша фискальная политика должна быть заточена на то, чтобы бизнес укрупнялся и рос. Повышение налогов этому укрупнению никак не поспособствует», - говорит бизнес-омбудсмен.

Впрочем, пока все эти предложения только обсуждаются, причем в дискуссии участвуют и представители бизнес-сообщества страны. Окончательный пакет предложений планируется сформировать в августе, с тем, чтобы осенью представить на рассмотрение парламента.

Источник Учёт.kz: https://uchet.kz/news/povysyat-li-v-kazakhstane-nalogi/

 

 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан