Новости

26.09.2018

Электронная коммерция – новый стимул развивать бизнес

724

Литер 145 (3416)

Современное развитие информационных технологий обеспечило возникновение и широкое распространение систем электронной коммерции

Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.

 Для поддержки и развития электронной торговли в конце 2017 года утверждены Государственная программа «Цифровой Казахстан» и «Дорожная карта по развитию электронной торговли на 2018–2020 годы».
Кроме того, в целях создания благоприятной бизнес-среды и стимулирования развития электронной торговли в рамках принятого нового Налогового кодекса с 1 января 2018 года вступили в силу налоговые преференции для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в общеустановленном порядке, в части освобождения доходов от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налогов, получаемых в сфере электронной торговли, до 0%.

Действие данной нормы будет осуществляться до 1 января 2023 года.
При этом необходимо отметить, что в новом Налоговом кодексе определено понятие электронная торговля товарами – предпринимательская деятельность по реализации товаров физическим лицам, осуществляемая посредством информационных технологий через интернет-магазин и (или) интернет-площадку при одновременном соблюдении следующих условий:
во-первых, оформление сделок по реализации товаров осуществляется в электронном виде;
во-вторых, уплата за товары производится безналичным платежом не менее 90% от общего объема доходов;
в-третьих, наличие собственной службы доставки товаров покупателю (получателю) либо наличие договоров с лицами, осуществляющими услуги по перевозке грузов, курьерскую и (или) почтовую деятельность.
Для облегчения сдачи налоговой отчетности утверждены НПА для внедрения автоматизированного порядка администрирования налоговых льгот с целью снижения административных издержек предпринимателей в сфере электронной торговли.
Также одним из ключевых элементов интернет-торговли является платежная система.
Национальным банком Республики Казахстан для существенного снижения комиссий в безналичных платежах создается новая система моментальных мобильных платежей с внедрением интегрированной (с банками второго уровня) внутренней платежной платформы для существенного снижения комиссий в безналичных платежах, тем самым формируются условия для привлекательности ведения бизнеса онлайн.

Запуск системы в пилотном режиме планируется в конце сентября 2018 года.
Кроме того, Национальным банком проводится разъяснительная работа по признанию «наложенного платежа» как инструмента оплаты безналичных платежей для субъектов электронной торговли, использующих услуги банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, или банковских агентов при отправлении товара.

Для повышения цифровой и финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства в сфере электронной торговли НПП «Атамекен» ведется обучение базовым цифровым навыкам через сервисную поддержку ведения бизнеса «Выход бизнеса онлайн».

В настоящее время предоставлены консультации более 10 тыс. субъектов МСБ, до конца года планируется обучить еще порядка 5 тыс. субъектов МСБ.
Для повышения компетенции бизнеса в электронной коммерции на базе АО «Казпочта» в городе Астане открыт центр электронной коммерции (Е-сommerce центры), который оказывает услуги по обучению, сервисному ведению онлайн-торговли и созданию интернет-магазинов под «ключ».


В течение 2018 года подобные центры открылись в г. Алматы и до конца года планируется в г. Караганде.
В целом с начала реализации государственных программ и мероприятий в сфере электронной торговли наблюдается положительная динамика развития рынка.

По данным официальной статистики, в 2017 году объем рынка электронной торговли Республики Казахстан составил 107 млрд тенге, или 1,2% от общего объема розничного товарооборота (общий объем розничной торговли – 8,8 трлн тенге), рост составил 36,2%.

По оперативным данным, объем рынка электронной торговли за I полугодие 2018 года составил 101 млрд тенге или 2,9% от общего объема розничного товарооборота, что показывает рост в 2 раза.
С начала 2018 года зарегистрировано 250 новых субъектов электронной торговли, работает около 1700 интернет-магазинов, количество покупателей возросло до 1,5 млн человек.

В частности с учетом имеющихся проблем и изучив международный опыт, начата работа по переформатированию действующих подходов по развитию электронной торговли.

В настоящее время разработана Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности», в рамках которой будет регламентирован вопрос дальнейшего развития электронной торговли:
во-первых, на внесение изменений в действующее законодательство в сфере электронной торговли:

– ввести понятие электронной коммерции путем дополнения услугами и работами (в рамках электронной торговли только товары);
– расширить перечень участников электронной торговли В2В (между юр. лицами, в настоящее время регламентированы вопросы только между юр. лицом и физ. лицом);
– расширить понятийный аппарат инструментов электронной торговли с регламентацией их признаков (электронная торговая площадка, информационная электронная площадка и т.д.);
Международный опыт показал положительную динамику развития электронной коммерции за счет развития электронных торговых площадок, которые позволят субъектам электронной торговли экономить средства на создание сайта, внедрение системы безналичных платежей, службе доставки и т.д.

Их удобство заключается в формировании на единой площадке полного комплекса услуг как для предпринимателей, так и для потребителей – это информация о товаре и продавце, способы оплаты, способы получения товаров или услуг, контроль качества и обратная связь с обеих сторон.

Таким образом, в соответствии с требованиями ОЭСР инфраструктура электронных торговых площадок обеспечивается за счет: возможности оценки покупателем продавца и товара; внутренних требований ЭТП к продавцу; безналичного расчета; обеспечения доставки; обеспечения взаиморасчетов между покупателем и продавцом, в том чис­ле при возврате товара усилить институт защиты прав потребителей и ввести комплексные меры по защите прав потребителей в сфере электронной торговли;
– упростить таможенное администрирование (в части упрощенного порядка декларирования товаров на экспорт для физических лиц – отправка товаров за границу, используя почтовые документы в качестве декларации на товары, на базе АО «Казпоч­та»), что будет способствовать сокращению временных затрат бизнеса на оформление таможенной документации и снижать их расходы на услуги посредников в области внешнеэкономической деятельности, увеличению казахстанского экспорта;
развитие инфраструктуры в части регламентации деятельности транспортно-логистических центров хранения – фулфилмент центров.

В этих целях в текущем году начата работа по созданию логистических хабов и сортировочных центров.

В частности, АО «Казпочта» запущены проекты по строительству фулфилмент центров в гг. Алматы и Астана (складирование, хранение, сортировка, упаковка, транспортировка).
Создание подобных центров позволит существенно сократить сроки доставки, снизить транспортные издержки, выстроить аутсорсинг логистических процессов с частными курьерскими почтами, интернет-магазинами и электронными площадками, в целом упростить ведение бизнеса для МСБ.
– регламентация деятельности оптово-распределительных центров, осуществляющих оптовую торговлю продовольственными продуктами с возможностью создания на их базе специализированных электронных площадок по аналогии с Taobao (КНР), Agrosale.uz (Узбекистан), которая позволит субъектам электронной торговли экономить на создании сайта, внедрении системы безналичных платежей, службе доставки, обеспечивающая условия для реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции за счет организации процессов ее приемки, подработки, первичной переработки, упаковки, надлежащего хранения, ветеринарного и фитосанитарного контроля качества, оптовой торговли, в том числе с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем.

Во-вторых, в целях повышения доверия населения и бизнеса к электронной торговле будет создан на добровольной основе реестр отечественных товаропроизводителей товаров, который будет объединять всех субъектов бизнеса и состоять из конкретизации видов деятельности и реализуемых товаров, работ и услуг и другие.

В целом проводимые мероприятия в сфере электронной торговли позволят создать благоприятные условия для открытия новых интернет-магазинов, электронных торговых площадок, увеличения количества онлайн-заказов, увеличить безналичные платежи, повысить компетенцию бизнеса и вовлечь его в сферу электронной торговли.

 

А. Н. ЖУМАГУЛОВ, 
вице-министр национальной экономики республики Казахстан 

«...Следует всячески поддерживать отечественный бизнес, так называемую национальную буржуазию, а тех, кто препятствует его развитию необоснованными проверками, поборами, рейдерством, нужно строго наказывать...».

Выступление Главы государства К. Токаева
на расширенном заседании Правительства,
15 июля 2019 г.

Журсунов Р.М.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей РК

Блог Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана создан для того, чтобы у Вас была возможность напрямую обратиться ко мне и я надеюсь, что он будет способствовать конструктивному диалогу между нами - пишите отклики, делитесь мнениями, вносите предложения. Все ваши комментарии обязательно будут прочитаны мной.

Партнеры

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен»
Генеральная прокуратура
Инструкция
Электронное правительство
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан